gun001 (gun001) wrote in all_collector,
gun001
gun001
all_collector

Categories:

Паруса. Марки СССР. Серия "Учебный парусный флот СССР". Седов.


 Барк "Седов"


Барк – большое парусное судно со смешанным парусным вооружением. На всех мачтах, кроме кормовой (бизань-мачты) барки вооружены прямыми парусами. Бизань-мачта несет косые паруса. Число мачт барка — три и более.


После разгрома фашистской Германии и окончания второй мировой войны в соответствии с решениями Потсдамской конференции между союзниками был произведен раздел военного и вспомогательного германских флотов. Советский Союз в порядке компенсации за утраченные в ходе войны парусные суда получил четырехмачтовый барк «Padua», ставший «Крузенштерном», барк «Gorch Fock», его новое имя «Товарищ-ІІ» и «Commodore Johnsen», переименованный в честь прославленного русского полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова (1877 — 1914).




Марка Четырехмачтовый барк «Седов»
Страна: Союз Советских Социалистических Республик, Серия: Учебный парусный флот СССР, Код по каталогy:Михель SU 5117, Номер марки SU 4986, Ивер и Телье SU 4852, Стенли Гиббонс SU 5172, Zagorskiy SU 5167. Дата выпуска: 1981-09-18, Размер: 30 x 42 мм, Издание: Памятные (юбилейные), Перфорация: гребенчатая 12 x 12½, Печать: Офсет, Номинальная стоимость: 32 Российская копейка, Тираж: 4 500 000, Художник: А. Аксамит





Корабль был заложен в апреле 1920 г. на верфи Germaniawerft, входившей в концерн Круппа в Киле, что на Балтийском море. 23 февраля 1921 состоялась торжественная церемония спуска на воду четырехмачтового барка. По традиции судовладелец все свои корабли называл именами родственников. Судно получило имя «Magdalene Vinnen II» по имени 37-летней супруги основателя и владельца судовой компании, а также заказчика судна Фридриха Адольфа Виннена. Это судно было вторым кораблем с таким именем, первая «Магдалина Винен» была конфискована после Первой мировой войны итальянским правительством.



«Magdalene Vinnen II» барк вышел отличным, в другое время стал бы родоначальником серии.



«Magdalene Vinnen II» было несерийным судном, это был первый парусник в своём классе, изначально спроектированным и построенным, как судно с дизельным двигателем внутреннего сгорания на 400 л.с.

Технические характеристики:

тип судна- 4-х мачтовый барк
корпус — стальной, клепаный
водоизмещение — 6340 т
грузоподъемность — 1382 т
длина — 117,5 м
ширина — 14,7 м
высота борта – 8,72 м
высота мачт от ватерлинии — 58 м
осадка максимальная — 7,5 м
план парусности — 32 шт (18 прямых и 14 косых)
площадь парусов — 4 192 кв. м
скорость под парусами — до 18 узлов
двигатели — изначально 400 л.с., в настоящее время 2 800 л. с
скорость на двигателях — 10 узлов
число палуб – 4 (палуба юта, главная, нижняя, палуба платформы)
число водонепроницаемых переборок – 6
число водонепроницаемых отсеков – 7
экипаж — 54 чел
курсанты — в настоящее время 146



 «Magdalene Vinnen II» во всей парусной красе.


Косые и прямые паруса барка расположены на четырёх мачтах (фок-мачта, первая и вторая грот-мачты, бизань) и бушприте. Рангоут судна — колонны мачт, реи, стеньги и бушприт — преимущественно стальной клёпаный, удерживается стоячим такелажем (ванты, фордуны и штаги). Гик, гафели и большинство рей выполнены по технологии бесшовных стальных труб концерна братьев Маннесман. Масса рангоута с такелажем составляет 210 т. Полная высота мачт от киля до клотика — 63,5 м, бизань-мачты — 54 м.
Парусник был неплохо оснащён – здесь было и электроосвещение и опреснительная установка, радиостанция, неплохие для своего времени бытовые условия для экипажа.


1921- 1936 «Magdalene Vinnen II»

Судовладелец Ф. А. Виннен предполагал, что «Magdalene Vinnen II» будет работать на линиях, соединяющих порты Европы с портами Южной Америки, Австралии, Юго-Восточной Азии и Океании. В то время корабль был четвертым по величине парусником в мире. В первый свой рейс барк вышел в 1921 году из Бремена через Кардиф, где загрузился углем и направился в Буэнос-Айрес. Путь в одну сторону он преодолел всего за 30 дней.



 «Magdalene Vinnen II»

Под флагом Винена он успел дважды обогнуть мыс Горн и побывать в Чили. Были так же рейсы в Аргентину, Южную Африку, Австралию, острова Океании. Первые пятнадцать лет он ходил в соответствии с первоначальным планом своего владельца. Судно использовалось для перевозки угля, зерна и селитры и принимало участие в Большой Зерновой гонке, так называли период транспортировки на парусниках зерна из Южной Австралии, через мыс Горн в Корнуолл (Великобритания). Прохождение маршрута менее чем за 100 дней считалось успехом.



«Magdalene Vinnen II» на хорошем ветру.


Но вскоре наступили 30-е с их мировым экономическим кризисом. Большинство судов оказалось на приколе, а их команды – на бирже труда. Компания Виннена продала несколько своих парусников по бросовым ценам. В 1936 году наступил черед и «Magdalene Vinnen II».


1936- 1945 «Commodore Johnsen»


В 1936 году заказчик постройки «Ф.А. Виннен & Ко» обанкротился и судно перешло к «Норддойчер Ллойд», пережившей кризис благодаря государственным субсидиям. Барк был переименован в «Commodore Johnsen» в честь легендарного моряка Николауса Йонсена (1869-1930) прошедшего в этой компании путь от юнги до капитана.
Компании нужен был учебный корабль для своих специалистов, но отказываться от коммерческой эксплуатации она не хотела. Практика тогда занимала 3 года.


«Commodore Johnsen». Начало учебной деятельности.


Судно немного перестроили: надстройки спардек и ют были соединены общей палубой, благодаря чему удалось выгородить помещение вначале для 60, а позже и для 100 практикантов, а в трюме была установлена цистерна питьевой воды ёмкостью 40 т, несколько расширен камбуз, под палубой юта оборудованы дополнительные санузлы. Появились подвесные койки, обеденные столы и банки.


Ради рентабельности, трюмы все же сохранили для перевозки грузов. Это довольно скоро аукнулось – всего год спустя, 3 марта 1937, у Азорских островов во время многодневного шторма который развился в ураган, барк чуть не погиб из-за смещения груза. До второй мировой войны барк совершил 8 рейсов. Во время войны находился в составе вспомогательного флота и использовался для доставки снабжения войскам под буксиром без мачт, барк ходил в Балтийском море под германским военно-морским флагом.


1945- 1991 «Седов»


По окончании войны, по договору о репарациях, барк «Commodore Johnsen» достался СССР и был переименован в честь прославленного русского полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова (1877 — 1914).


Георгий Яковлевич Седов (1877 — 1914).


Состояние трофейного парусника было печальным, у ВМФ не было опыта эксплуатации таких судов, и перспектива его ждала неблагоприятная. В послевоенной жизни «Седова» были два сложных периода: 1945-1953 и с 1965-1973 года. Главным спасителем судна стал Петр Сергеевич Митрофанов, капитан «Седова» в 1948-59 гг. Благодаря ему и сохранился парусник. Он был отремонтирован в Кронштадте, и на нем было осуществлено первое обучение моряков работе с парусами. Первый пробный короткий рейс Ленинград-Балтийск состоялся в 1952 году, а с 1954-ого парусник уже выходил в Атлантику.



В 1956 корабль прошёл переоборудование, и с 1957, оставаясь в учебном классе, «Седов» начал исполнять функции океанографического судна. Дело в том, что барк под парусами на ходу почти не рыскал на волнах и не имел вибрации на корпусе от двигателя, что было идеально для научного оборудования. До 1965 года у корабля была очень насыщенная научная океанографическая жизнь. В ходе исследований «Седов» и «Крузенштерн» совместными усилиями стерли немало «белых пятен» с карты Атлантического океана.



"Седов"

В 1957 году «Седов» был занесен в «Книгу рекордов Гиннеса» как самое крупное из сохранившихся до наших дней парусных судов. Но впоследствии пальма первенства перешла к круизному пятимачтовому барку «Роял Клипер», построенному в 2000 году. Тем не менее, барк «Седов» до сих пор является самым крупным учебным парусным судном, что подтверждает диплом Книги рекордов Гиннеса.



К концу 1965 года Военно-Морской флот, получавший в свое распоряжение специальные исследовательские суда-новострои, осознал, что парусники — хлопотное и сложное хозяйство. Было принято решение вывести «Крузенштерн» и «Седов» из состава флота, как непрофильные единицы. В конце 1965 г. барк был передан в ведение министерства рыбного хозяйства СССР с целью обучения персонала рыболовецкого флота. Портом приписки барка «Седов» стала Рига. И снова настал кризис.


 "Седов".

Парусник оставался на приколе и медленно ветшал. На защиту ветерана встало более 100 известных моряков и руководителей морских училищ. В разное время каждый из них жил с «Седовым» одной жизнью, деля вместе трудности и романтику путешествий под парусами. Призыв был услышан, и в 1973 году парусник ушёл на ремонт – сначала на Канонерский завод, потом в Кронштадт.


При реконструкции старый 400-сильный двигатель был заменен новым, мощностью 1180 л.с., было поставлено электронное навигационное оборудование, установлены 500 тонн балласта в твердой форме, обустроены места для 146 учащихся. Был создан музей рассказывающий об истории судна и жизни его тёзки Георгия Седова, были оборудованы кино-, видеозалы. Ремонт и модернизация, в силу ряда причин, затянулись, и только в 1981 году были окончательно завершены, и парусник вернулся в строй.


"Седов"

В свой первый рейс в 1981, теперь уже в качестве флагмана учебного флота Министерства рыбного хозяйства СССР, «Седов» сходил в Данию, где в то время отмечалось 300-летие со дня рождения Витуса Йонассена Беринга. Это было начало, за ним последовали не менее интересные рейсы.


В 1983 впервые после передачи Советскому Союзу судно посетило родной порт Бремерхафен, где наши моряки пригласили на борт бывших членов немецких команд парусника, в том числе одного из его первых владельцев.


В 1984 «Седов» совершил плавание, приуроченное к юбилею – 400-летию со дня основания Архангельска. Рейс, начавшийся на Балтике, проходил вокруг Скандинавии. В июле парусник прибыл в Архангельск к началу праздника. «Седов» стоял у Красной пристани, той самой, от которой когда-то на парусно-паровом судне «Св. Фока» начинал свой поход Георгий Яковлевич Седов.



"Седов" и "Крузенштерн" часто встречаются на мировых и домашних регатах.

В 1986 «Седов» принял участие в своих первых международных гонках и с тех пор стал их частым участником. В 1987 барк установил в Средиземном море официальный зафиксированный мировой рекорд скорости для парусников этого класса, который составляет 18,32 узла. В 1988 учебное парусное судно «Седов» в Регате Колумба занял первое место.


1991- наше время «Седов»

В 1990 году в Прибалтике набрали силу сепаратистские течения, и стало ясно, что неминуемо произойдет отделение республик вместе с имуществом. Барк был передан Мурманскому моручилищу (с 1996 – Мурманский Государственный Технический Университет), а потому с распадом СССР делёжки собственности не произошло.


С 1992 по 1999 год «Седов» участвовал в регатах «Катти Сарк», при этом в 1992 году он занял второе место, в 1994 году — третье место, а в 1995 году — первое место. Во время этих гонок бывали дни, когда «Седов» проходил за сутки 300,9 миль! Когда паруса «Седова» наполнены ветром, он быстр и неудержим, и соперничество с ним вряд ли под силу какому-либо современному паруснику.


В июле 2000 г. наша страна вновь могла лишиться своего корабля. «Седов» получил приглашение в Брест (Франция) для участия в международных гонках. Прибыв туда, он был арестован по иску швейцарской компании за долги российского правительства. Это событие вызвало дипломатический скандал. К счастью, дело было прекращено по постановлению французского суда, решившего, что корабль является собственностью независимой организации и потому не несет ответственности за государственные долги.


В 2004 году «Седов» принял участие в съёмке немецкого художественного фильма «Трагедия Памира» (Untergang der Pamir). Именно для фильма барк сменил свою белую окраску. Корпус барка был специально перекрашен для съемок в соответствии с цветами флага Германской империи: черный (корпус над водой), белый (в районе ватерлинии над водой) и красный (подводная часть). После завершения съемок Седов сохранил свои новые цвета корпуса.



 "Седов" в старом немецком образе.

В 2006 и 2010 годах «Седов» совершил высокоширотные арктические экспедиции. 23 сентября 2010 года барк пересек 78-ю параллель северной широты и отшвартовался в российском порту Баренцбург, установив новый рекорд для судов этого класса – так далеко на север в холодное время года подобные парусники ранее не поднимались.


В 2012-2013 гг. «Седов» совершил свое первое кругосветное плавание, приуроченное к годовщине 1150-летия зарождения российской государственности и памятным датам в истории географических открытий, пройдя за 394 дня 47 тыс. морских миль (свыше 87 тыс. км).



 Кругосветка


В 2019 году «Седов» принял участие в экспедиции «Паруса мира». Она стартовала 1 ноября 2019 года, когда учебный фрегат «Паллада» вышел из Владивостока и через Тихий океан направился к побережью Чили. 8 декабря с отплытием из Калининграда барков «Крузенштерн» и «Седов», взявших курс на запад, начался второй этап масштабной и уникальной акции.



"Седов" после очередного ремонта снова стал белоснежным.

Путешествие российских парусников было приурочено к 75-летию Победы и 200-летию открытия экспедицией Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева шестого континента, в связи с чем экспедиция имела второе название – «Антарктическая». Следуя разными маршрутами, в феврале парусники встретились у острова Южная Георгия в Атлантическом океане, где в декабре 1819-го шлюпы «Восток» и «Мирный» повернули на юг, к неизвестной тогда Антарктиде.

Здесь в память о Великом географическом открытии, совершенном русскими моряками два века назад, корабли совершили 200-мильную регату под парусами, победу в которой в трудных штормовых условиях одержал «Крузенштерн».



Российские парусники «Паллада», «Крузенштерн» и «Седов» в Южной Атлантике (февраль 2020 года)


Всего с 1966 по 2016 год судно совершило около 100 учебных рейсов и неоднократно участвовало в международных регатах, во время которых парусник более 200 раз заходил в порты Европы, Америки, Африки. За это время «Седов» оставил за кормой более 500 тысяч морских миль, что равно путешествию от Земли до Луны и обратно.




Немного коллекционной продукции





На этом конверте штамп больше похожий на экслибрис, посвященный старшему рулевому барка «Седов» Александру Константиновичу Михайлову – человеку, который через всю свою жизнь пронес в душе любовь к морю и парусам! На барке он работал с 1976 по 2011. Через его руки прошли тысячи мальчишек, получивших у Константиныча (так называли его на судне) первый опыт управления парусником, первые уроки поклонения морскому делу и океанской стихии.


Конверт отличный, сделан с душой.





"Седов" постоянно участвует в различных акциях




Очередной оборотень :) значок в виде марки.




Золотая монетка к 80-летию корабля. Тяжёлая.



И серебряная, тоже не лёгкая, в кошельке носить не удобно. Даже странно, что с разными реверсами.


Открытка. Очень похоже на картмаксимум, но ракурсы кораблей разные, нельзя назвать их идентичными.




Грустный финал.

На этой марке из серии «Учебный парусный флот СССР» я заканчиваю обзорные посты по данной тематике. Но грущу я вовсе не оттого, что закончилась серия, а потому из шести рассмотренных учебных судна три сделаны в Германии, одно в Англии,  ещё одно в Финляндии и только одно на территории Российской Империи, да и то в Прибалтике, совсем не русской территории. А может и не стоит грустить?


После Крымской войны Россия перестала строить парусные корабли, как бесперспективные в военном плане и перешла на пароходы, а старые парусные Российские эскадры дохаживали свой век в других акваториях. Последний линейный корабль Балтийского флота Российской империи был спущен на воду в 1860 гуду, назывался он  «Император Николай I», имел на вооружении 111 орудий, но был уже гибридным — парусно-винтовым. Проходил в составе флота он только 14 лет, в феврале 1874 года он был исключен из списков судов флота.


Больше никакой информации о крупных парусных кораблях, созданных на российских верфях, я не нашёл. Если кто-то знает больше, с удовольствием послушаю. Или дайте ссылку, почитаю.




Основная информация взята с этого замечательного сайта https://sailngstamps.ru/2017/03/sedov/
Немного тут http://narpolit.com/novost-dnya/parusa-mira-nad-arktikoj-bark-sedov-projdet-severnym-morskim-putem


Tags: история, марки, марки СССР
Subscribe

Posts from This Сommunity “марки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 22 comments

Posts from This Сommunity “марки” Tag