volynko wrote in all_collector

Categories:

Легендарный дрейф ледокольного парохода «Георгий Седов» 1937-1940

Когда перелистываешь альбом с марками и внимательно рассматриваешь их, то хочется узнать что за люди изображены на них и почему они удостоились такого внимания и чести, что бы их напечатали миллионным тиражом. 

СССР марка 1940, апрель. из серии "Полярный дрейф ледокола «Георгий Седов»" Ледокол «Георгий Седов» номер по каталогу №730, номинал — 30 коп. На марке портреты К.С. Бадигин и А.Г. Трофимов
СССР марка 1940, апрель. из серии "Полярный дрейф ледокола «Георгий Седов»" Ледокол «Георгий Седов» номер по каталогу №730, номинал — 30 коп. На марке портреты К.С. Бадигин и А.Г. Трофимов

Оказывается 13 января 1940 года завершился легендарный дрейф ледокольного парохода «Георгий Седов» в высоких полярных широтах Северного ледовитого океана. 

Капитан ледокола "Георгий Седов" Константин Бадигин
Капитан ледокола "Георгий Седов" Константин Бадигин
парохода «Георгий Седов»
парохода «Георгий Седов»
Карта полярных экспедиций на пароходе «Георгий Седов», парусном судне «Фрам» и полярной станции «Северный полюс»
Карта полярных экспедиций на пароходе «Георгий Седов», парусном судне «Фрам» и полярной станции «Северный полюс»

Он начался 23 октября 1937 года западнее Новосибирских островов и продолжался 812 суток, завершившись в Гренландском море. Дрейф парохода проходил неровной, петлистой линией составив в общей сложности 3307 миль, что вдвое большее, чем кратчайшее расстояние от Новосибирских островов до точки выхода парохода на чистую воду.

Интересно, что летом 1937 года «Георгий Седов» находился в обычном плавании. Научной экспедицией оно стало только после того, как пароход оказался в ледовом плену. В экипаже «Седова» не было профессиональных ученых, плохо было и с научным оборудованием. Даже трос для измерения больших глубин пришлось делать из подручных материалов. Но экипаж судна решил использовать дрейф для научных наблюдений, и прекрасно справился с этой задачей.

В конце 1937 года пароход находился в районе Новосибирских островов. Арктическая навигация в этом году проходила очень трудно из-за сложных ледовых условий. В октябре «Георгий Седов» послали в юго-западную часть моря Лаптевых, где в тяжелых паковых льдах застряли пароходы «Садко» и «Малыгин». Пытаясь помочь им, «Седов» сильно повредил руль, после чего пришёл приказ, остаться на зимовку во льдах. Так 23 октября 1937 года начался легендарный дрейф «Георгия Седова» и ледокольных пароходов "Садко" и "Малыгин". К северу от острова Жаннетты направление дрейфа резко изменилось: ледокольные суда понесло на северо-запад.

"Георгий Седов" идет за "Садко"
"Георгий Седов" идет за "Садко"

Ледяные поля потащили суда сначала в северном направлении, а затем на северо-восток. В течение примерно двух месяцев они обогнули Новосибирские острова с севера, и, уже после наступления нового 1938 года, дрейф сделал крутой поворот на северо-запад. Стало ясно, что суда пройдут с этими льдами далеко на запад.

"Ледокол "Георгий Седов" во льдах
"Ледокол "Георгий Седов" во льдах

Весной в жизни экипажа произошло важное событие – 18-го марта 1938 года капитаном парохода «Георгий Седов» был назначен Константин Сергеевич Бадигин, который перешел с парохода «Садко». Ему в то время было двадцать девять лет. 

Вскоре суда вышли из пределов материковой отмели на океанские глубины. Стало ясно, что корабли, зажатые вечно дрейфующими льдами Северного Ледовитого океана, пройдут с этими льдами далеко на запад. На дрейфующих кораблях "Седов", "Садко" и "Малыгин" находилось двести семнадцать человек, в том числе научные сотрудники и студенты Гидрографического института, проходившие практику в Арктике. 

тяжелые самолеты на льдине у Северного полюса
тяжелые самолеты на льдине у Северного полюса

Такого большого состава во время дрейфа, конечно, не требовалось. Правительство решило оставить на ледоколах строго ограниченное количество людей, необходимых для научных наблюдений и сохранения судов. К дрейфующим кораблям 26 февраля 1938 года из Москвы вылетело три тяжелых самолета, участвовавших в высадке папанинской экспедиции на льдину у Северного полюса. Основавшись в бухте Тикси, летчики предприняли три смелых рейса к каравану дрейфующих ледоколов, находившихся от бухты на расстоянии 1100 километров.
 

Сложную операцию по оказанию помощи каравану правительство поручило Герою Советского Союза Анатолию Алексееву – старейшему советскому полярному летчику. Для новой полярной экспедиции были снаряжены три самолета типа «Г-2», как раз те, которые высаживали в мае 1937 года дрейфующую станцию Папанина.
Самолетом «Н-170» командовал Головин.

Совещание в Тикси перед полетом в Северный ледовитый океан к каравану «Садко», «Седов», «Малыгин». Слева направо: Павел Головин, Николай Жуков, Анатолий Алексеев и Лев Петров
Совещание в Тикси перед полетом в Северный ледовитый океан к каравану «Садко», «Седов», «Малыгин». Слева направо: Павел Головин, Николай Жуков, Анатолий Алексеев и Лев Петров

26 февраля 1938 года экспедиция Алексеева стартовала из Москвы. Полетный вес каждой машины приближался к двадцати трем тоннам. 26 апреля закончился перевоз людей из каравана «Садко» на материк. Рейд к каравану «Садко», блестяще завершенный Алексеевым, Головиным и Орловым, вошел в историю завоевания Арктики как героическое дело советской авиации.

В вылету готовы
В вылету готовы

Командиры воздушных кораблей товарищи Алексеев, Головин и Орлов блестяще выполнили сталинское задание: с дрейфующих ледоколов они доставили на Большую землю сто восемьдесят четыре человека и снабдили оставшихся на кораблях продовольствием, теплой одеждой, мясом, овощами, различными концентратами более чем на два года.

СССР марка 1940, апрель. из серии "Полярный дрейф ледокола «Георгий Седов»" Ледокол «И. Сталин» номер по каталогу №729, номинал — 15 коп. На марке портреты И.Д. Папанина и М.В. Белоусова
СССР марка 1940, апрель. из серии "Полярный дрейф ледокола «Георгий Седов»" Ледокол «И. Сталин» номер по каталогу №729, номинал — 15 коп. На марке портреты И.Д. Папанина и М.В. Белоусова

Вскоре была предпринята еще одна попытка освободить суда из ледового плена. К ним 28 августа 1938 года подошёл ледокол «Ермак». Несколько попыток буксировать «Георгия Седова» окончились полным провалом. Из-за неисправности руля судно постоянно поворачивало вправо и упиралось в кромку пробитого «Ермаком» канала. При этом у ледокола лопнул гребной вал и вместе с винтом ушел на дно. 

В связи с этим «Ермак» вывел только два парохода, а «Георгий Седов» остался на вторую зимовку. В его экипаж вошли 15 добровольцев, в том числе шестеро комсомольцев.

СССР марка 1940, апрель. из серии "Полярный дрейф ледокола «Георгий Седов»" Портреты экипажа ледокола «Георгий Седов» на фоне карты, номер по каталогу №732, номинал — 1 руб. На марке портреты экипажа ледокола
СССР марка 1940, апрель. из серии "Полярный дрейф ледокола «Георгий Седов»" Портреты экипажа ледокола «Георгий Седов» на фоне карты, номер по каталогу №732, номинал — 1 руб. На марке портреты экипажа ледокола

К концу 1939 года дрейф увлек «Седова» далеко на запад, и 21 декабря он оказался в Гренландском море. В это время из Мурманска на помощь «Седову» вышел ледокол «Иосиф Сталин». Однако в Гренландском море путь ему преградили тяжелые льды толщиной более двух метров. До «Седова» оставалось 84 мили. Только 11 января свирепый, порывистый норд погнал льды на юг, разъединяя сплоченные поля. Наконец, 13 января 1940 года в 12 часов 07 минут корабли соединились. Над просторами Арктики прогремело могучее «ура». Грянул салют и суда ушли к родным берегам.

Источник: polarpost.ru

Статья проиллюстрирована изображениями картинок из Интернета. 

В статье использованы марки из коллекции volynko 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic