gun001 (gun001) wrote in all_collector,
gun001
gun001
all_collector

Categories:

Марки. Мой Пушкин.

Чем короче пост я планирую написать, тем больше информации на меня вываливается даже при поверхностном поиске. Что может быть проще, чем написать пост про марки посвященные Пушкину, имеющиеся в моей коллекции? У меня и марок-то всего три. Так нет, залез в каталог и ни по одной марке не уложился формат «марка – картина – художник» обязательно что-то нужно рассказать дополнительно.




«Портрет А.С. Пушкина» Орест Кипренский (17821836)


С другой стороны, кому они нужны эти подробности!? Оказывается мне. Все эти мелочи и несостыковки интересны и промолчать, отмахнувшись от них, я не могу. Подозреваю, что лоботомия очень хорошо помогла бы для излечения моего педантичного любопытства, но лечение нынче дорого и большого вреда мировому сообществу я не наношу. Так что слушайте, если интересно результаты изысканий целиком.


Первая марка из моей коллекции посвящена 175-летию со дня рождения поэта.




Марка «175th Birth Anniversary of A.S. Pushkin (1799-1837)» («175 годовщина со дня рождения А.С. Пушкина»). Страна: Советский Союз, СССР. Серия: Годовщины рождения, Код по каталогy:Михель SU 4243, Номер марки SU 4202a, Загорский (Россия) SU 4293. Дата выпуска: 1974-06-04, Размер: 30 x 42 мм, Издание: Памятные (юбилейные), Печать: Офсет, Номинальная стоимость: 50 Российская копейка. Тираж:1 050 000




А в чём загвоздка с этой маркой? А в том, что в таком виде она присутствует только в всемирном интернет-каталоге, в каталоге советских марок в таком виде марки нет. Есть только блок с этой маркой в центре. Выглядит он вот так:







И я не исключаю факта, что какая-то добрая детская душа в далёком 1974 освободила свободолюбивого Пушкина из блочного плена лёгким движением руки, просто вырвав его оттуда по дырочкам.


Основой и марки и блока служит картинарусского живописцаОреста Кипренского (17821836) «Портрет А.С. Пушкина» (она в начале поста). На полотне Пушкин представлен по пояс с повёрнутой налево головой и скрещенными на груди руками. На правое плечо поэта накинут клетчатый шотландский плед — этой деталью художник обозначает связь Пушкина с Байроном, кумиром эпохи романтизма. Этот приём — реминисценцию — художник применял неоднократно. В глубине изображена статуя Музы с лирой.
Портрет выполнен с «предельной завершённостью», тщательной отделкой деталей, что было вообще характерно для последних лет работы Кипренского. Цветовая гамма строго уравновешена. Художник передаёт ощущение торжественной тишины, подчёркивающей значительность встречи с поэтом.


Пушкин написал по этому поводу стихотворение «Кипренскому». Некоторые из современников считали, что портрет верно передаёт черты лица поэта, другие критиковали работу Кипренского, который, по их мнению, не смог передать «изменчивое выражение лица», энергию, живость, свойственные Пушкину. Брюллов, по словам Шевченко, критиковал Кипренского, изобразившего Пушкина не поэтом, а «каким-то денди». Сам Брюллов предпочитал создавать образы людей искусства в момент романтического порыва, строя динамичную эффектную композицию с выразительным цветовым решением.


Либрович отмечает, что знавшие Пушкина считали этот портрет недостаточно передающим характерные черты «африканской породы», унаследованные поэтом от его прадеда Ганнибала, и которыми он гордился:


Вторая марка посвящена совсем не Пушкину, серия выпускалась в честь 100-летия нескольких известных русских художников, но Александр Сергеевич на марке есть, да ещё с женой, поэтому не стоит её пропускать.




Марка «A. Pushkin & N. Pushkina at Court Ball, N. Ulyanov (1937)» («А.С.Пушкин и Н.Н.Пушкина на придворном балу, Н.П.Ульянов 1937»). Страна: Советский Союз, СССР. Серия: 100летие советских художников, Код по каталогy:Михель SU 4388, Номер марки SU 4354, Ивер и Телье SU 4171 Стенли Гиббонс SU 4426 Загорский (Россия) SU 4438. Дата выпуска: 1975-07-22, Размер: 37 x 52 мм, Издание: Памятные (юбилейные), Перфорация: гребенчатая12 x 12¼ Печать: Офсет, Номинальная стоимость: 16 Российская копейка. Тираж:5 500 000


Необычность этой марки в том, что она была выпущена в двух видах, первый – тот который есть у меня, а второй вариант – двойная сцепка, которая выглядит вот так:





Марка «A. Pushkin & N. Pushkina at Court Ball, N. Ulyanov (1937)» («А.С.Пушкин и Н.Н.Пушкина на придворном балу, Н.П.Ульянов 1937»). Страна: Советский Союз, СССР. Серия: 100летие советских художников, Код по каталогy:Михель SU 4388Zf, Дата выпуска: 1975-07-22, Размер: 74 x 52 мм, Издание: Памятные (юбилейные), Перфорация: гребенчатая 12 x 12¼ Печать: Офсет, Номинальная стоимость: 16 Российская копейка. Тираж:5 500 000


Сама картина, послужившая прообразом марки выглядит вот так:




Ульянов Николай Павлович. «Пушкин с женой на придворном балу перед зеркалом». 1937. Всесоюзный музей А.С.Пушкина, Ленинград (что-то мне подсказывает, что уже Санкт-Петербург).
Николай Павлович Ульянов родился в Ельце, обучался живописи в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставником был Валентин Серов. До 1902 года Ульянов работал в мастерской Серова, открытой при училище. В своем творчестве Ульянов не раз обращался к личности А.С.Пушкина, по словам художника «меня всегда тянуло к Пушкину как к источнику сложного и радостного художественного волнения».


Работать над крупномасштабной картиной Пушкин с женой на придворном балу художник начал еще с 1916 года. Тогда был сделал первый карандашный набросок будущего полотна. Пушкин изображен вместе с Натальей Николаевной под огромным зеркалом, отражающим расположенных на лестнице гостей бала. Их внимание явно приковано к паре. Кто-то просто рассматривает супругов, кто то перешептывается.
Наталья Николаевна, кажется, не замечает всего этого, она любуется своим отражение и улыбается. А вот Александр Сергеевич настороженно оглядывается на тех, кто стоит за его спиной. Словно сквозь строй им придется сейчас подниматься в бальную залу.


Третья марка посвящена 150-летию смерти Пушкина. И с ней не обошлось без небольшого казуса, она тоже была выпущена в двух экземплярах – одиночная и двойной сцепкой. Вот тот экземпляр есть в моей коллекции:




Марка «150th Death Anniversary of A.S. Pushkin (1799-1837)» («150 лет со дня смерти А.С.Пушкина (1799-1837)»). Страна: Советский Союз, СССР. Серия: Death anniversaries (годовщины смерти), Код по каталогy:Михель SU 5723Zf, Номер марки SU 5566, Ивер и Телье SU 5415Стенли Гиббонс SU 5767 Загорский (Россия) SU 5775. Дата выпуска: 1987-06-06, Размер: 74 x 37 мм, Формат: Марка с прикреплённой этикеткой Издание: Памятные (юбилейные), Перфорация: гребенчатая11½ Печать: Офсет, Номинальная стоимость: 5 Российская копейка. Тираж:2 200 000


А этот вариант я видел только на картинке и судя по тому, что на него есть номер только по каталогy Михеля и не указан тираж это не особо распространенная марка.




Марка «150th Death Anniversary of A.S. Pushkin (1799-1837)» («150 лет со дня смерти А.С.Пушкина (1799-1837)»). Страна: Советский Союз, СССР. Серия: Death anniversaries (годовщины смерти), Код по каталогy:Михель SU 5723. Дата выпуска: 1987-06-06, Размер: 37 x 37 мм, Издание: Памятные (юбилейные), Перфорация: гребенчатая11½ Печать: Офсет, Номинальная стоимость: 5 Российская копейка.


А это портрет – исходник для марки. Как такого живописного варианта уже не существует, осталась только гравюра.




Портрет А.С.Пушкина. Рисунок и гравюра Т.Райта, 1836 – 1837 гг.


Один из последних прижизненных портретов Пушкина, портрет работы Томаса Райта, известен сейчас только в гравюре. Английский художник, подолгу живший в России, нарисовал портрет А.С.Пушкина в последний месяц жизни поэта, а гравированный портрет делал в феврале – марте 1837 г., уже после смерти Пушкина.

Вот такой вот Александр Сергеевич – наше всё.


Tags: история, марки
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 29 comments

Recent Posts from This Community