volynko wrote in all_collector

Categories:

86 лет Генеральному плану реконструкции Москвы

10 июля 1935 года, был утвержден - первый в истории Генеральный план реконструкции Москвы, градостроительный документ, в котором план социалистической реконструкции крупнейшего столичного города был разработан на основе научно обоснованной программы.

СССР серия марок 1939, март. Реконструкция Москвы №653, 10 коп. Улица Горького (Тверская), №654; 20 коп., Дом Совнаркома, №655; 30коп. Библиотека имени В.И.Ленина, №656; 40коп. Крымский мост, №657; 50 коп.; №658 ,Москворецкий мост,; 80 коп., Химкинский речной вокзал; №659, 1 руб. Станция метро «Динамо»
СССР серия марок 1939, март. Реконструкция Москвы №653, 10 коп. Улица Горького (Тверская), №654; 20 коп., Дом Совнаркома, №655; 30коп. Библиотека имени В.И.Ленина, №656; 40коп. Крымский мост, №657; 50 коп.; №658 ,Москворецкий мост,; 80 коп., Химкинский речной вокзал; №659, 1 руб. Станция метро «Динамо»

Он стал первым в истории градостроительства документом, в котором план социалистической реконструкции крупнейшего столичного города был разработан на основе научно обоснованной программы.

Идея реконструкции Москвы была выдвинута вскоре после переезда 11 марта 1918 года советского правительства в Москву из Петрограда.

Реконструкция Тверской улицы (ул. Горького)
Реконструкция Тверской улицы (ул. Горького)

В 1918 году при Моссовете были созданы архитектурные мастерские во главе с известными архитекторами Алексеем Щусевым и Иваном Жолтовским, усилиями которых в 1923 году был разработан план "Новая Москва".

Архитектура и строительство дома СНК СССР в Москве. Серия: Новые сооружения советской архитектуры (вып. №5). Лангман А.Я. Государственное архитектурное издательство Академии архитектуры СССР. Москва. 1940
Архитектура и строительство дома СНК СССР в Москве. Серия: Новые сооружения советской архитектуры (вып. №5). Лангман А.Я. Государственное архитектурное издательство Академии архитектуры СССР. Москва. 1940

Проект не был официально утвержденным документом, но на его основе началась большая работа по реконструкции и новой застройке города. 

Но уже к середине 1920-х годов план не вполне стал отвечать требованиям времени. В связи с этим на конкурсной основе началась подготовка составления для Москвы нового градостроительного плана.

 Свои авторские идеи о развитии Москвы выдвигали крупные архитекторы. Самые экстремальные предложения включали чуть ли не создание абсолютно нового города на месте старого.

Москва. Государственная библиотека имени В.И. Ленина. В. Щуко, В. Гелъфрейх, 1928—1941 гг
Москва. Государственная библиотека имени В.И. Ленина. В. Щуко, В. Гелъфрейх, 1928—1941 гг

В июне 1931 года состоялся пленум ЦК ВКП(б), на котором было принято постановление "О Московском городском хозяйстве и о развитии городского хозяйства СССР", где была дана развернутая конкретная программа реконструкции Москвы и развития ее городского хозяйства, а также поставлена задача разработать научно обоснованный план дальнейшего расширения и застройки Москвы.

Один из самых красивых и известных столичных мостов — Крымский.
Один из самых красивых и известных столичных мостов — Крымский.

В 1931-1933 годах в системе Московского Совета для разработки Генерального плана Москвы и регулирования текущей застройки, были созданы проектно-планировочные мастерские. Работа по генплану проходила под общим руководством архитекторов Владимира Семенова, Сергея Чернышева и инженера Андрея Страментова.

Большой Москворецкий мост служит пешеходной и автомобильной переправой через Москву-реку в центре столицы. Соединяет Васильевский спуск и знаменитую улицу Варварку с Большой Ордынкой.
Большой Москворецкий мост служит пешеходной и автомобильной переправой через Москву-реку в центре столицы. Соединяет Васильевский спуск и знаменитую улицу Варварку с Большой Ордынкой.

Проектирование генплана велось комплексно, различные варианты планировочной структуры города подвергались архитектурному, инженерному и экономическому анализу. Одновременно с этим производились подробные разработки крупных инженерно-технических проектов, таких как метрополитен, обводнение города, реконструкция наземного транспорта, строительство мостов и т.д.

1937-1938 Химкинский речной вокзал
1937-1938 Химкинский речной вокзал

 В 1935 году работы над Генеральным планом Москвы были закончены. 

10 июля 1935 года ЦК ВКП(б) и Совет народных комиссаров СССР приняли развернутое постановление "О Генеральном плане реконструкции города Москвы".

Проект станции и наземного вестибюля «Динамо», 1936-1937 гг.
Проект станции и наземного вестибюля «Динамо», 1936-1937 гг.

Основная идея Генплана заключалась в том, что Москва — столица Советского Союза, а в будущем — и столица победившего на всей планете социализма. Поэтому основной упор делался на создание и усиление столичных функций, подчеркивающих политическую роль Москвы, а одним из главных постулатов стало ограничение роста промышленности.

Источник: genplanmos.ru

В статье использованы марки из коллекции volynko 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic