gun001 (gun001) wrote in all_collector,
gun001
gun001
all_collector

Categories:

Паруса. Монголия 5.

Седьмая марка это русский 54-пушечный парусный линейный корабль 4 ранга «Полтава». В строительстве корабля принимал личное участие Пётр I. Корабль получил своё название в честь важной победы, одержанной русской армией над шведами в Полтавской битве.



Гравюра Питера Пикарта с изображением «Полтавы», датируется 1712 или 1713 годом


Кстати именно эта гравюра послужила основой для постройки реплики. Пикарт рисовал корабль с натуры. Основная масса изображений «Полтавы» (марки не исключение) опирается также на эту гравюру.




Марка «Poltava» 18th century («Полтава» 18 век)..
Страна: Монголия. Серия: Sailing ships (Мореходство), Код по каталогy:Михель MN 1395, Номер марки MN 1191, Ивер и Телье MN 1127, Стенли Гиббонс MN 1373. Дата выпуска: 1981-08-01, Размер: 46 x 35 мм, Издание: Памятные (юбилейные), Перфорация: гребенчатая 12, Печать: Офсет, Номинальная стоимость: 1 ₮ - Монгольский тугрик




Линейный корабль «Полтава» был спущен на воду 15 (26) июня 1712 года со стапеля Санкт-Петербургского адмиралтейства и стал первым линейным кораблём, заложенным и построенным в Санкт-Петербургском адмиралтействе. Во время своей службы, с 1712 по 1732 год, «Полтава» входила в состав Балтийского флота, до окончания Великой Северной войны принимала участие в шести морских кампаниях (1713—1717 и 1721 годов); позднее участвовала в практических плаваниях кронштадтской эскадры в Балтийском море. В период боевой службы линейного корабля на нём дважды держал свой флаг Пётр I.





Проект 54-пушечного линейного корабля «Полтава» был разработан к концу 1709 года лично Петром Первым при участии известного в будущем корабельного мастера Федосея Моисеевича Скляева. По уже разработанному чертежу 5 (16) декабря 1709 года на верфи Санкт-Петербургского адмиралтейства Пётр I лично заложил корабль «Полтава».





По своим главным размерам «Полтава» соответствовала кораблям IV ранга по британской ранговой классификации 1706 года: длина корабля между штевнями равнялась 34,6 м, длина по гондеку — 130 английским футам 8 дюймам (39,82 м), ширина по набору корпуса без учёта обшивки равнялась 38 футам 4 ½ дюймам (11,69 м), глубина трюма (интрюма) — 15 футам 2 ½ дюймам (4,6 м). Точное значение водоизмещения «Полтавы» не известно, но по различным оценкам оно составляло от 1100 до 1200 тонн.





Парусное вооружение «Полтавы» следовало характерной для ранних кораблей петровской эпохи голландской традиции. Штатное вооружение корабля состояло из 54 пушек. На нижней палубе (гондеке) устанавливались 18-фунтовые пушки, на верхней палубе (опердеке) — 12-фунтовые пушки и на шканцах — 3-фунтовые. В состав вооружения корабля, помимо 54 бортовых пушек, входила также пара резервных кормовых пушек.





О якорном вооружении «Полтавы» сведений не сохранилось. Известно только, что в июне 1712 года «Полтаву» предполагалось вооружить 4-5 якорями весом от 90 до 95 пудов (≈1,5 т). Корму по горизонтали прорезали два этажа окон с мелкой расстекловкой. Почти всю поверхность кормы покрывала резьба высокого рельефа. Рельефы были исполнены резчиком Адмиралтейства англичанином Робертом Гейснелом. Гальюнная фигура, скорее всего, по сложившейся традиции, изображала льва, держащего в лапах щит с изображением двуглавого орла.




Общая численность экипажа корабля варьировалась от 300 человек при оборонительных действиях флота до 460 человек при наступательных. Но из-за частых недокомплектов команды максимальная численность экипажа достигалась редко.


Все капитаны «Полтавы» были иностранцами
Хендрик Гельма                   капитан          1713
Вейбрант Шельтинг                        капитан-командор    1714
Вилим Фангент                    капитан 3 ранга (капитан 1 ранга с 7. 12. 1715)  1715—1717
Якоб Шапизо                                  капитан 2 ранга        1720—1721
Яган Генрих Вильстер        капитан 3 ранга        1722— 1723





История службы

Первый выход корабля «Полтава» на боевую службу состоялся 2 (13) мая 1713 года, когда в четвёртом часу утра по приказу Петра I котлинская эскадра вице-адмирала Корнелиуса Крюйса (4 корабля и 2 фрегата), покинула Кроншлот и направилась в крейсерство к Берёзовым островам и Сескару с целью соединения с ревельской эскадрой капитан-командора Рейса.


В кампанию 1714 года корабельному флоту была отведена вспомогательная роль по прикрытию операции галерного флота у Гангута с левого фланга.


В кампанию 1715 года линейный флот вступил поздно. 4 (15) июля 1715 года в составе эскадры под командованием генерал-адмирала Апраксина (30 корабельных и 40 галерных вымпелов) «Полтава» покинула Кроншлот и 8 (19) июля прибыла в Ревель. Целью этого перехода корабельного флота было соединение с англо-голландской эскадрой адмирала Джона Нориса, до конца июня стоявшей в Ревеле.





27 января (7 февраля) 1716 года «Полтава» была включена Петром I в состав эскадры капитан-командора Сиверса для похода в Копенгаген. Целью похода было соединение ревельской эскадры с датским флотом и русскими военными кораблями, находившимися в Англии и Дании.


Начиная с 4 (15) июня 1717 года и вплоть до 16 июля (27 июля) «Полтава» находилась в составе эскадры генерал-адмирала графа Ф. М. Апраксина из четырнадцати линейных кораблей; принимала участие в крейсерстве эскадры Балтийского флота непосредственно у берегов Швеции и обеспечивала высадку десанта на остров Готланд.


С конца июля 1718 года по 1719 год корабль проходил капитальный ремонт в эллинге Санкт-Петербургского адмиралтейства.





5 (16) мая 1721 года линейный корабль «Полтава» в составе ревельской эскадры из семи линейных кораблей вышёл из Ревеля для участия в крейсерских операциях в Балтийском море.


В 1722 и 1723 годах в составе эскадр Балтийского флота «Полтава» находилась в практических плаваниях в Финском заливе для обучения экипажа. После кампании 1723 года «Полтава» в море не выходила.


13 (24) мая 1725 года был выпущен указ Адмиралтейств-коллегии о снятии с «Полтавы» пушек и пушечных станков и перемещении их на корабль «Москва».


В следующие два года «Полтава» продолжала оставаться в Кронштадтской гавани, ожидая починки. Так и не получив необходимого ремонта, линейный корабль «Полтава» был разобран по негодности после 1732 года.





После завершения службы «Полтавы» название корабля передавалось от корабля к кораблю ещё 7 раз. Преемниками «Полтавы» являлись 4 парусных линейных корабля постройки 1743, 1754, 1808 и 1829 годов, а также одноимённые броненосец, транспорт Добровольного флота и линейный корабль-дредноут.


В 1996 году в честь 300-летия российского флота Банк России выпустил серию из 15 юбилейных монет, каждая из которых была посвящена одному из кораблей российского флота. В составе серии вышла и монета номиналом в 100 рублей, на реверсе которой изображён линейный корабль «Полтава».





100 рублей 1996 ММД Proof 300 лет Российскому флоту - корабль "Полтава", 1кг чистого серебра


Также в разное время была выпущена различная сувенирная продукция – значки, конверты, марки.














В 2013 начался проект «Полтава», целью которого является достоверное воссоздание в музейных целях первого крупного корабля Российского военно-морского флота, спущенного на воду в Санкт-Петербургском Адмиралтействе. 27 мая 2018 года корабль «Полтава» спущен на воду.




Копия исторического линейного 54-пушечного корабля петровской эпохи «Полтава», ошвартованного у Английской набережной Санкт-Петербурга. Корабль создан на верфи «Полтава».





54 пушки отливали специально для «Полтавы», и это не бутафория: ядрами они, конечно, не стреляют, но дать залп как «салютное устройство» могут. За работу с пушками отвечала группа канониров-пиротехников.





Барочную резьбу на корме «Полтавы» создавали под руководством художника-мариниста Андрея Троня в мастерской рядом с верфью. На выгнутой корме изобразили историю древнегреческого Беллерофонта. Балкон украшен двуглавым орлом, держащим карты четырех морей – как на штандарте Петра I.







Вот такая судьба. Вроде ничего героического не совершил, просто добросовестно тянул лямку военной службы. Но был первым линейным кораблём, заложенным и построенным в Санкт-Петербургском адмиралтействе, поэтому остался в истории.


Tags: история, корабли, марки
Subscribe

Posts from This Сommunity “марки” Tag

  • Картины из музея Берлин-Далем

    Выбрав марку из серии Парагвая выпущенной 1971-12-24 "Картины из музея Берлин-Далем" мной был написан пост «Поклонение волхвов» Алтарь Трех Королей…

  • Паруса. Марка несуществующего государства. Дофар. Часть 1

    Сегодня, друзья, я начинаю рассказ о новой серии марок из своей коллекции. Правда не все профессиональные филателисты считают такие марки настоящими…

  • Паруса. Монголия 6.

    Восьмая (и последняя) марка в монгольской парусной серии опять безымянная. То есть охватывает огромный временной и классовый пласт судов. Судя из…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 26 comments

Posts from This Сommunity “марки” Tag

  • Картины из музея Берлин-Далем

    Выбрав марку из серии Парагвая выпущенной 1971-12-24 "Картины из музея Берлин-Далем" мной был написан пост «Поклонение волхвов» Алтарь Трех Королей…

  • Паруса. Марка несуществующего государства. Дофар. Часть 1

    Сегодня, друзья, я начинаю рассказ о новой серии марок из своей коллекции. Правда не все профессиональные филателисты считают такие марки настоящими…

  • Паруса. Монголия 6.

    Восьмая (и последняя) марка в монгольской парусной серии опять безымянная. То есть охватывает огромный временной и классовый пласт судов. Судя из…