gun001 (gun001) wrote in all_collector,
gun001
gun001
all_collector

Category:

Паруса. Монголия 6.

Восьмая (и последняя) марка в монгольской парусной серии опять безымянная. То есть охватывает огромный временной и классовый пласт судов. Судя из названия марки, на ней изображена «US schooner, 19th century» то есть североамериканская шхуна 19 века.




Постарался найти шхуну наиболее похожую на марку.


Но история судостроения насчитывает примерно двадцать различных типов шхун: бермудские, сирийские, марсельные, устричные, баржевые и т. д., все названия несут небольшие различия в парусном снаряжении, при общей концепции. Могу с большой долей вероятности сказать, что на нашей марке «гафельная» шхуна.




Марка «US schooner, 19th century» «Североамериканская шхуна 19 века»
Страна: Монголия. Серия: Sailing ships (Мореходство), Код по каталогy:Михель MN 1396, Номер марки MN 1192, Ивер и Телье MN 1126, Стенли Гиббонс MN 1374. Дата выпуска: 1981-08-01, Размер: 46 x 35 мм, Издание: Памятные (юбилейные), Перфорация: гребенчатая 12, Печать: Офсет, Номинальная стоимость: 1,20 ₮ - Монгольский тугрик



Шхуна — тип парусного судна, имеющего не менее двух мачт и косые паруса на всех мачтах. По типу парусного снаряжения шхуны делятся на гафельные, бермудские, стаксельные, марсельные и брамсельные. Брамсельная шхуна отличается от марсельной наличием брам-стеньги и ещё одним дополнительным прямым парусом — брамселем.





При этом в ряде случаев марсельную и брамсельную двухмачтовые шхуны (особенно с брифоком) можно спутать с бригантиной. Независимо от типа косых парусов (гафельных или бермудских) шхуна может быть и марсельной (брамсельной). Шхуны имели небольшую осадку, что позволяло ходить даже на мелководье.





Моего двухчасового расследования явно недостаточно, чтобы отличить брамсельную шхуну от марсельной, но самая большая беда, что основная масса пишущих о шхунах и постящих картинки имеет приблизительно мой уровень. И если я после потраченного времени хотя бы приблизительно понимаю где находится марсель, а где брамсель, то многие (судя по подписям к картинкам) этим не заморачиваются. Вот и я не буду, чтобы не вводить вас в заблуждение, это не учебная статья.




Двухмачтовая марсельная гафельная шхуна французского флота «Этуаль» (Étoile)
Главное отличие двухмачтовой шхуны от других типов парусного вооружения — расположение грот-мачты — самой высокой мачты судна. В случае парусного вооружения этого типа, грот-мачта располагается ближе к корме, для того, чтобы, особенно в случае с гафельным вооружением, карнаги-штаг, соединяющий фок- и грот-мачту, шел немного вверх и не мешал гафелю фок-мачты.





Шхуна очень хорошо ходит при боковом ветре и под острым углом к ветру, у неё намного меньше снастей в бегучем такелаже, чем у судна с прямым парусным вооружением, проще устройство оснастки, что позволяло существенно уменьшить команду. Все работы с парусами производились с палубы, в то время, как на судне с прямыми парусами для их подъёма и спуска большому числу людей необходимо взбираться на мачты.




Однако при попутном ветре шхуна существенно уступает судам с прямыми парусами и становится рыскливой. Тем не менее, в последнее столетие массового использования парусников преимущества шхуны в отношении снижения числа и умения экипажа оказались более чувствительными из-за стремления судовладельцев снизить стоимость перевозки грузов в условиях конкуренции с пароходами, поэтому конец XIX и начало XX веков стали периодом расцвета шхуны, именно тогда были построены гигантские суда с этим типом парусного вооружения, вроде «Томас У. Лоусон».





Американские историки судостроения обычно утверждают: первое в мире судно этого типа было построено в городе Глостере в 1713 году капитаном А. Робинсоном. Однако на гравюрах знаменитого голландского художника Виллема Ван-де-Вельде-младшего, относящихся в концу XVII века, изображены двухмачтовые парусники, которые с полным правом можно именовать гафельными шхунами.





Но широкое применение шхуны получили в Америке. Они имели две мачты с гафельными парусами и использовались для каботажных перевозок. В XVII — XVIII веках были основными кораблями пиратов в Карибском море. В период расцвета только на Великих озёрах между США и Канадой курсировало до двух тысяч шхун.





После Первой мировой войны, когда не хватало торговых судов, американцы, обладая превосходными лесами, построили много деревянных шхун самых разных размеров, имеющих от трёх до пяти мачт.




Трёхмачтовая гафельная шхуна Linden, Мариехамн, Аландские острова.


Шхуны быстро завоевали хорошую репутацию: отлично ходили при боковых ветрах и могли идти под значительно более острыми углами к ветру, нежели суда с прямым вооружением. А главное – для управления потребно было минимальное количество людей: паруса на шхунах легко спускались вниз.





Единственный недостаток этих судов состоял в том, что на крупной волне при попутном ветре они были рыскливы и уступали в скорости судам с прямым вооружением. Однако выход был найден: на первой мачте, помимо косого паруса, появилось несколько прямых. Такие шхуны стали называть топсельными (от слов «top» – верхний и «sail» – парус).




Топсельная (марсельная) шхуна



На стаксельной шхуне часть косых парусов (стаксели) поднимается и опускается на кольцах по натянутым между мачтами снастям.




Стаксельная шхуна

Наиболее распространены были гафельные шхуны. На них основные паруса растягивались между мачтой, нижним, почти горизонтальным брусом – гиком и верхним, наклонным – гафелем.




Гафельная шхуна


Любопытно, что до 80-х годов позапрошлого века шхуны строились исключительно с двумя или тремя мачтами. Первая четырехмачтовая шхуна «Вильям Уайт» была сооружена в Америке в 1880 году. Спустя восемь лет там же спустили со стапелей судно с пятью мачтами.





Однако и этого американским корабелам показалось мало: в 1900 году появилась шестимачтовая шхуна «Джордж Уэллс». По ее подобию в США была построена целая серия торговых кораблей с шестью мачтами.




Для себя шхуны поделил на два вида. Первый это с полностью косыми парусами, а второй это смешанное парусное снаряжение косые и прямые паруса вместе.



Источники

https://ru.wikipedia.org/wiki/Шхуна
https://goodhotels.ru/chto-takoe-shhuna-vidy-korablei-nazvaniya-s-foto-v-kachestve-postskriptuma/

фоточки и рисунки (кроме марки) из интернета.




Tags: история, корабли, марки
Subscribe

Posts from This Сommunity “марки” Tag

  • Марс и Венера картина Джамбаттиста Питтони, Парагвай

    Просматривая альбом с репродукциями художников на марках обратил внимание на серию марок Парагвая « Картины Венеции» с картиной «Венера и Марс»…

  • Паруса. Нигер. Часть 2

    На второй марке нигерской серии изображён трехмачтовый клипер «Jacques Cœur», который тоже попил у меня кровушки никак не желая…

  • Картина Мане «Кабачок»

    Картина Мане « Кабачок» носит характер мгновенно и остро схваченной сцены. В композиции доминирует фигура курильщика, а все остальное передано…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 29 comments

Posts from This Сommunity “марки” Tag

  • Марс и Венера картина Джамбаттиста Питтони, Парагвай

    Просматривая альбом с репродукциями художников на марках обратил внимание на серию марок Парагвая « Картины Венеции» с картиной «Венера и Марс»…

  • Паруса. Нигер. Часть 2

    На второй марке нигерской серии изображён трехмачтовый клипер «Jacques Cœur», который тоже попил у меня кровушки никак не желая…

  • Картина Мане «Кабачок»

    Картина Мане « Кабачок» носит характер мгновенно и остро схваченной сцены. В композиции доминирует фигура курильщика, а все остальное передано…