volynko wrote in all_collector

Categories:

Картина Жана Огюста Доминика Энгра «Источник»

В статье 200-летие со дня рождения Энгра, были использованы марка и открытка из моей коллекции с изображением картины Жана Огюста Доминика Энгра «Источник». Однако всегда можно пополнить коллекцию новыми филателистическими материалами, либо марко другой страны с репродукцией картины, либо конвертом первого дня. 

СССР конверт первого дня 1980 года, "200-летие со дня рождения Жана Огюста Доминика Энгра" с маркой №5105, номиналом — 32 коп.
СССР конверт первого дня 1980 года, "200-летие со дня рождения Жана Огюста Доминика Энгра" с маркой №5105, номиналом — 32 коп.
Марка СССР, выпущенная 1980, августа в честь 200-летия со дня рождения Жана Огюста Доминика Энгра, на марке автопортрет Ж.О.Д. Энгра, номер по каталогу№ 5105, номинал — 32 коп.
Марка СССР, выпущенная 1980, августа в честь 200-летия со дня рождения Жана Огюста Доминика Энгра, на марке автопортрет Ж.О.Д. Энгра, номер по каталогу№ 5105, номинал — 32 коп.

Картина «Источник», законченная Энгром в 1856 году, спустя 36 лет после начала работы над ней, сразу привлекла внимание публики и критиков.

 Положительно отзывались об этой работе Теофиль Готье, Шарль Блан, Ренуар, Сёра и многие другие, отмечая точность рисунка, стройность композиции и колористические решения.   Французская живопись очень любила этот устойчивый лейтмотив — льющаяся вода, как источник жизненных сил встречается в картинографии многих французских художников. 


 Блок Государство Оман 1972 Изобразительное искусство, Доминик Энгр 1780-1867 номинал — 2 بيسة - Оманский бейса
Блок Государство Оман 1972 Изобразительное искусство, Доминик Энгр 1780-1867 номинал — 2 بيسة - Оманский бейса


Но у Энгра этот знакомый сюжет обрёл неожиданно новое звучание. Главным для художника было изображение самой героини, а кувшин с водой, так же как и фон, он доверил изобразить своим ученикам, Александру Дегоффу, впоследствии прославившемуся своими пейзажами и картинами на библейские сюжеты и Полю Бальзу.  

Внимательные исследователи творчества Энгра найдут в «Источнике» некоторые цитаты его же собственных работ, а также отсылки к другим произведениям других авторов. Так поза девушки уже встречается в другой известно картине Энгра – «Венера Анадиомена», а поднятая рука была скопирована с нимф французского скульптура Жана Гужона.  

Жан Огюст Доминик ЭнгрВенера Анадиомена. 1848Vénus anadyomèneХолст, масло. 163 × 92 смМузей Конде, Шантийи
Жан Огюст Доминик ЭнгрВенера Анадиомена. 1848Vénus anadyomèneХолст, масло. 163 × 92 смМузей Конде, Шантийи

 Следуя собственному стилю, Энгр сумел привнести в работу новые штрихи, что было сразу отмечено зрителями – никогда не писал ещё живописец таких слащаво-милых лиц. Исследователи тут же принялись сравнивать лицо героини с девушками с полотен Жана-Батиста Грёза. 

Жан Огюст Доминика Энгр «Источник» 1856 Лувр, Музей Орсе Размеры: 163 x 80 см
Жан Огюст Доминика Энгр «Источник» 1856 Лувр, Музей Орсе Размеры: 163 x 80 см

Вспомнил о своей начатой работе Энгр неслучайно – на носу была Всемирная выставка 1855 года. Однако как не желал автор представить работу к открытию – не успел, и картина просто выставлялась в его мастерской, где тут же снискала сразу пять покупателей (со слов Энгра).

Единственным частным владельцем «Источника» стал граф Дюшутель, а после его смерти картина по завещанию владельца была отдана в Лувр.

 С 1986 году замечательная работа переехала в другой именитый музей – Орсе, не поменяв при этом город «прописки». 

Автопортрет. 1804, Музей Конде
Автопортрет. 1804, Музей Конде
Марка Дагомея 1967-04-10 из серии "Жан-Огюст-Доминик Энгр, Столетие со дня смерти" Автопортрет в возрасте 24 лет, 1804 г. №Mi:DY 307, Sn:DY C49, Yt:DY PA53, Sg:DY 282, номинал —
Марка Дагомея 1967-04-10 из серии "Жан-Огюст-Доминик Энгр, Столетие со дня смерти" Автопортрет в возрасте 24 лет, 1804 г. №Mi:DY 307, Sn:DY C49, Yt:DY PA53, Sg:DY 282, номинал —

Самые известные свои портреты раннего периода Энгр создал в 1804—1805 годах. Очень своеобразным оказался «Автопортрет» 24-летнего художника (в 1850 году Энгр полностью его переписал) Фигура передана здесь крупной, монолитной массой, причём композиция и строгость цветового решения выдают академическую выучку автора. 

На этом фоне выделяется экспрессия взгляда, чего Энгр всегда добивался в своей живописи, ибо учил, что «в каждой голове главное, что надо сделать, — это заставить говорить глаза».

 Энгр изобразил себя за работой, расчерчивающим мелом холст, натянутый на подрамник, причём образ решён в духе не академизма, а романтизма. Многочисленные детали (небрежность причёски и складок плаща), поза героя, оторвавшегося от творчества, показывают, что он — созидатель и служитель прекрасного, что полностью отвечает эстетике романтизма.  

Источник: muzei-mira.com

В статье использована марки и открытки из коллекции volynko "Живопись на марках"  

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic