volynko wrote in all_collector

Categories:

Портрет Элизы Паренской

О марках Польши, выпущенных в 1968-10-01 из серии  «Польские картины (1968)» писал ранее в посте Польская живопись "Еврейка с лимонами" Сегодня перейдём к следующей марке номиналом — 1,35 zł , c польской картины "Портрет Элизы Паренской" Станислава Выспянского, номер по каталогам: Mi:PL 1867, Sn:PL 1605, Yt:PL 1717, Sg:PL 1847, AFA:PL 1753, Каталог польских марок (Fischer) PL 1720 

Станислав Выспянский — польский драматург, поэт, архитектор, живописец, плодовитый портретист, дизайнер интерьеров и мебели. Польский художник и писатель пьес и стихов. 

Станислав Выспянский Автопортрет  | 1903 г. пастель, бумага, 46 × 64 см, Национальный музей в Кракове.
Станислав Выспянский Автопортрет | 1903 г. пастель, бумага, 46 × 64 см, Национальный музей в Кракове.
"Портрет Элизы Паренской" Станислав Выспянский, 1905, бумага, пастель, Национальный музей, Кельце.
"Портрет Элизы Паренской" Станислав Выспянский, 1905, бумага, пастель, Национальный музей, Кельце.

Выспянский родился в Кракове. 

Еще в школе все знали, что  Выспянский в будущем станет художником. В октябре 1887 года он стал учеником Краковского школы изящных искусств.

В то же время Станислав начал изучать философию в Ягеллонском университете. 

Избыток занятий быстро превзошел молодого студента и вскоре отказался от посещения большинства лекций в Краковском университете, за исключением лекций по искусству эпохи Возрождения с профессором Марианом Соколовским, выдающимся историком искусства и музеологом. 

Станислав Выспянский во время учебы, фото: PauArt
Станислав Выспянский во время учебы, фото: PauArt

В зимнем семестре 1889 года Выспянский пришел в эти классы в компании Яна Матейко.

 Мастер очень быстро увидел потенциал Выспянского и явно поддержал его, который сделал все, чтобы не разочаровать своего учителя. Выспянский в Школе изящных искусств был одним из лучших и самых прилежных учеников, что удивительно, если упомянуть его нежелание учиться в течение предыдущих 12 лет.

Искусство, однако, было настоящей страстью Станислава Выспянского, и в первый год он посвятил целых 80 часов изучению работ Альбрехта Дюрера на школьном курсе истории искусства (и стоит добавить, что он делал это также по воскресеньям и в праздничные дни).

Станислав Выспянский Портрет Юзефа Мехоффера  | 1898 г.пастель, бумага, 60 × 57 см, Национальный музей в Познани, © Собственность Рачинский на МОП
Станислав Выспянский Портрет Юзефа Мехоффера | 1898 г.пастель, бумага, 60 × 57 см, Национальный музей в Познани, © Собственность Рачинский на МОП

Во время учебы в области искусства Выспянский очень заинтересовался сохранением произведений искусства. Вместе с профессором Владиславом Лущкевичем он совершил несколько инвентаризационных экспедиций.

 Во время этих путешествий он сделал множество набросков и рисунков, за которые, вернувшись, даже получил награду Польской комиссии по исследованию истории искусства.

С сентября 1889 г. Выспянский работал художником при реставрации костела Святой Марии. Его покровители — Ян Матейко и Тадеуш Стриженски - позаботились о том, чтобы он получал вознаграждение за свой труд. Выдающийся польский архитектор Тадеуш Стриженский отложил часть зарплаты своего подопечного на эти деньги, а также на стипендию, которую он получил от Матейко в 1890 году, Выспянский получил возможность отправиться в образовательную поездку за границу. 

Аврора, Фосфор, Геспер, Гелиос СТАНИСЛАВ ВЫСПЯНСКИЙ , 1897 Г.
Аврора, Фосфор, Геспер, Гелиос СТАНИСЛАВ ВЫСПЯНСКИЙ , 1897 Г.

Тогда было целесообразно, чтобы каждый молодой образованный человек прошел так называемую «Гранд-тур» - долгое путешествие по важнейшим городам Европы. Организатором поездки был Тадеуш Стриженский - именно он составил план путешествия Выспянского.

Станислав Выспянский посещает крупнейшие центры европейской культуры и наследия. Он путешествует по Италии, Швейцарии, Франции, Германии и Чехии.

Иллюстрация к Гомеровской Илиаде, Гермес уводит призраков героев в глубины Аида СТАНИСЛАВ ВЫСПЯНСКИЙ , 1897 Г.
Иллюстрация к Гомеровской Илиаде, Гермес уводит призраков героев в глубины Аида СТАНИСЛАВ ВЫСПЯНСКИЙ , 1897 Г.

Однако его возвращение в Краков заставило Выспянского чувствовать себя неудовлетворенным. Он вернулся в институт, но не посещал занятия. Посетив крупнейшие европейские культурные и художественные центры, он понял, что дальнейшее образование в краковской школе не поможет ему развиваться. Однако вскоре Ян Матейко нанял его и Мехоффера для росписи гербов и эмблем в церкви Святой Марии, а вскоре и для дизайна витражей. Возможно, таким образом он хотел на время задержать самых талантливых учеников. Действия Матейко не увенчались успехом. Мехоффер ушел первым. Выспянский присоединился к нему в марте 1891 года.

С 1891 по 1894 год он работает во Франции. Наконец, тяжелое финансовое положение заставило его вернуться в Польшу в октябре 1894 года. 


Станислав Выспянский Планты с видом на Вавель  | 1894 г.холст, масло, 201,5 × 101 см, Национальный музей в Кракове, © Частная собственность, хранится в Национальном музее в Кракове.
Станислав Выспянский Планты с видом на Вавель | 1894 г.холст, масло, 201,5 × 101 см, Национальный музей в Кракове, © Частная собственность, хранится в Национальном музее в Кракове.

Первые месяцы в Польше для Выспянского проходят в застое, но в конце концов он получает свои первые заказы. 1895 год - важный период в жизни Станислава: умирает его дядя Казимеж, рождается его первый ребенок - дочь Хеленка - и он получает важный заказ на изготовление полихромии для францисканской церкви. 

Иллюстрация к Гомеровской Илиаде, Фетида из волн выходит навстречу сыну (Тетида и Ахилл)СТАНИСЛАВ ВЫСПЯНСКИЙ , 1897 Г.
Иллюстрация к Гомеровской Илиаде, Фетида из волн выходит навстречу сыну (Тетида и Ахилл)СТАНИСЛАВ ВЫСПЯНСКИЙ , 1897 Г.

В 1896 году Выспянский создал экспрессионистские иллюстрации к «Илиаде» Гомера , а в 1897 году он стал одним из основателей Общества польских художников «Штука». Он также сотрудничал с журналом «Życie», важным журналом для молодой Польши, отвечая за графический дизайн журнала. 

В связи с созданием проектов церкви Выспянский начинает работу над так называемым Гербарий - собрание рисунков цветов и растений. Художник интересовался этой темой с раннего детства и, как видите, никогда не покидал ее. Гербарий был создан в 1895-97 годах и являлся своеобразным шаблоном. Эскизы были выполнены карандашом и кое-где покрыты цветной акварелью. Выспянский увековечил около 90 растений.

Пейзаж Рудавы (также известный как Krajobraz znad Rudawy), 1905 г. СТАНИСЛАВ ВЫСПЯНСКИЙ
Пейзаж Рудавы (также известный как Krajobraz znad Rudawy), 1905 г. СТАНИСЛАВ ВЫСПЯНСКИЙ

Сотрудничество с францисканцами привело к созданию еще одной важной комиссии в 1897 году. Задача Выспянского - изготовить витражи для восьми окон храма. Помимо прочего, она создает незабываемый витраж Стань! (Бог Отец) и стигматизация св. Франциска , за что получает награду на выставке религиозного искусства. Стиль модерн прослеживается во всех произведениях, выполненных для францисканской церкви.


ЕленаСТАНИСЛАВ ВЫСПЯНСКИЙ, 1900 г.
ЕленаСТАНИСЛАВ ВЫСПЯНСКИЙ, 1900 г.

В 1896 году Выспянский создал экспрессионистские иллюстрации к «Илиаде» Гомера , а в 1897 году он стал одним из основателей Общества польских художников «Штука». Он также сотрудничал с журналом «Życie», важным журналом для молодой Польши, отвечая за графический дизайн журнала.  

Автопортрет СТАНИСЛАВ ВЫСПЯНСКИЙ, 1905 Г.
Автопортрет СТАНИСЛАВ ВЫСПЯНСКИЙ, 1905 Г.

Помимо выполнения различных художественных заказов, Выспянский пишет много портретов. Он активно участвует в жизни краковской богемы, что дает ему множество возможностей для портретов. 

В конце века и в начале нового Выспянский впал в настоящее безумие портретной живописи. Он хотел увековечить в своих работах весь светский свет Кракова. Его портреты, чаще всего выполненные в технике пастели, поражают интимностью и реалистичностью зрелища. Они честны, не обижаются пафосом или искусственностью. Картины Выспянского запечатлевают момент, они умеют запечатлеть момент, что особенно заметно в его милых детских рисунках - Еленке, Митеке и Стась.

Станислав Выспянский, Спальный район | 1904 г., Национальный музей в Познани.
Станислав Выспянский, Спальный район | 1904 г., Национальный музей в Познани.

В портретах Выспянского дети - всего лишь дети - они не позируют в искусственном и искусственном кадре, они естественны. Это слово лучше всего описывает портретные работы Выспянского.

Станислав Выспянский, Спящий Митек | 1904 г., дворец-музей Хербста (филиал Художественного музея в Лодзи)
Станислав Выспянский, Спящий Митек | 1904 г., дворец-музей Хербста (филиал Художественного музея в Лодзи)

В портретном искусстве Выспянского больше всего интересовало познание психики модели, что хорошо видно в его работах. Его рисунок выполнен мастерски, как и цветовая разработка пастели.

Среди портретов краковской интеллигенции, сделанных Выспянским, много высококлассных работ. Известен его «Двойной портрет Элизы Паренской» , утерянный во время Второй мировой войны. Это портрет младшей дочери Паренских, названный в честь ее матери. Девочку рисовал художник много раз (два варианта « Портрета с геранями» ), как и ее сестры и их мужья.

Станислав Выспянский Хеленка с вазой  | 1902пастель, бумага, Национальный музей в Кракове.
Станислав Выспянский Хеленка с вазой | 1902пастель, бумага, Национальный музей в Кракове.

Выспянский также создавал портреты других выдающихся ученых и образованных краковцев. Он изобразил, среди прочего, Владислава Мицкевича (сына великого барда) или профессора Ягеллонского университета, известного филолога-классика Леона Штернбаха с женой и дочерью.

Станислав Выспянский, Портреты семьи Штернбахов | 1904 г., частное собрание, фото: Agra Art
Станислав Выспянский, Портреты семьи Штернбахов | 1904 г., частное собрание, фото: Agra Art
Станислав Выспянский Портрет доктора Яна Рачиньского  | 1904 г.46,5 × 61,5 см, © Частное собрание, фото: Agra Art
Станислав Выспянский Портрет доктора Яна Рачиньского | 1904 г.46,5 × 61,5 см, © Частное собрание, фото: Agra Art

Продолжение следует.

Источник: arthur.io, https://niezlasztuka.net/o-sztuce/stanislaw-wyspianski-trudne-i-tworcze-zycie/

Статья проиллюстрирована изображениями картин из Интернета.

В статье использована марка из коллекции volynko "Живопись на марках

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic