gun001 (gun001) wrote in all_collector,
gun001
gun001
all_collector

Categories:

Паруса. Гвинея-Бисау. Часть 2

Вторая марка безымянная. Хотя о чём я, африканская республика решила не затруднять себя надписями на марках, так что в серии все парусники безымянные, и если бы не интернет-каталог https://colnect.com/ru, спасибо им огромное за свободный доступ, я бы просто показал марки и пошёл дальше. «Santa María» с грехом пополам я ещё опознаю из-за частоты публикаций (хотя легко перепутаю с магелановской «Victoria»), то все остальные нет.




«Mary Rose»


По версии colnect.com на второй марке изображена Dutch Carrack, то есть датская каррака. Если учесть ,что родина карраки Португалия, где она появилась в XIV веке и только позже такой тип судна распространился в Испании, Венеции, а затем в Англии, Франции и Турции, то предположу, что издатели каталога имели в виду всё же португальскую карраку.




Марка Dutch Carrack, (Датская каррака)
Страна: Гвинея-Бисау, Серия: Sailing Ships (1985) (Парусники 1985), Код по каталогy: Михель GW 873. Номер марки GW 664. Ивер и Телье GW 369. Стенли Гиббонс GW 951. Afinsa-Mundafil GW 552. Дата выпуска: 1985-09-12,Размер: 33 x 44 мм. Издание: Памятные (юбилейные), Перфорация: гребенчатая 12¾, Печать: Офсет, Номинальная стоимость: 15 Гвинея-Бисау песо. Тираж: 92 300




Раз такое дело и о каком-то конкретном корабле рассказывать не нужно, пробегусь по самым известным кораблям этого типа. Написание этого слова в разных языках отличается, если по-итальянски это Carасса, то в испанском уже Carraca, так что по-русски правильно будет и так и так, в каталоге указана Carraca, так что исходить будем из этого обстоятельства.


В первой половине XV века каракка была крупнейшим судном, применявшимся для военных и торговых целей. Она имела развитые надстройки в носу и корме, до четырех палуб и три-пять мачт. Обшивка выполнялась вгладь, борта были закруглены и немного загибались вовнутрь. Такие борта до некоторой степени затрудняли абордаж.




«Victoria»


Carraca была распространена во всей Европе. Отличалась исключительно хорошей по тем временам мореходностью, с чем связано активное использование каракк для плаваний не только в морях, но и в океанах в эпоху Великих географических открытий. Carraca использовалась и как торговый, и как военный корабль, можно сказать была основным типом корабля во всех флотах мира того времени.


В Португалии карраки обычно называли просто «нау» (порт. nau). В Испании «carraca» или «нао», во Франции «caraque» или «неф». «Нау», «нао» или «неф» означает просто «корабль» и этот термин мог относиться как к каракке, так и к каравелле, или к относительно большому судну другой конструкции. В Венеции аналогом каракки была барза. Поэтому Колумб в судовом дневнике свою «Santa María» как только не обзывал.




«Mary Rose»


Тип корабля у всех флотов был один, но характерные национальные особенности также присутствовали. Например фламандская каракка (середина XVI в.) на фок- и грот-мачтах несла прямые паруса и дополнительно марселя, а на бизани — косые паруса. Длина ее около 35,8 м, ширина 5,7 м, осадка 4,1 м, грузоподъемность 537 т. Экипаж 86 человек. На торговых каракках было установлено 10—12 пушек, на военных — 30—40.




«Flemish carrack»


Венецианская каракка начала XVI века имела длину 30 м, ширину 10 м, высоту борта 6,5 м, грузоподъемность более 600 т и четыре мачты. На фок-мачте и первой грот-мачте были прямые паруса, на второй грот-мачте и бизани — косые. На мачтах устанавливались большие площадки — марсы для размещения арбалетчиков и стрелков из огнестрельного оружия. Чтобы облегчить управление судном, была улучшена проводка стоячего и бегучего такелажа, ванты снабжены выбленками (ступеньки веревочной лестницы), впервые появившимися на кораблях северных стран. Экипаж около 100 человек.




«Venetian carrack»


Самыми известными каракками, безусловно, являются флагман первой экспедиции Христофора Колумба «Santa María» (прошлый пост был про неё https://gun001.livejournal.com/123982.html) и первый корабль, обогнувший Земной шар, единственный уцелевший корабль экспедиции Фернана Магеллана «Victoria», после гибели которого руководство экспедицией принял на себя Хуан Себастьян Элькано.




«Victoria»


В XV—XVI веках в Европе были построены сотни каракк. Ниже упомянуты корабли, наиболее интересные с точки зрения конструкции и технологий.


В 1418 году по заказу короля Англии Генриха V было спущено на воду крупнейшее судно тех времён, каракка «Grace Dieu». Длина его была 60 метров, ширина — 15, водоизмещение по разным оценкам — от 1400 до 2750 тонн, экипаж 250 человек.




«Grace Dieu» (Благодать Божья) — большой военный корабль Генриха V, построенный в 1418, крупнейший европейский деревянный парусник своего времени.



В XV веке ещё не было корабельной артиллерии, суда не имели пушечных портов вдоль борта. Поэтому вооружение этого большого корабля составляли только 3 пушки. «Grace Dieu» не пришлось принять участие в походах и сражениях. Свой век оно завершило в 1439 году, сгорев от удара молнии.


В 1462 году первый раз упоминается построенная во Франции каракка водоизмещением 800 тонн « Pierre de la Rochelle» (позже более известна под названием «Peter von Danzig») — первое крупное судно на Балтийском море, обшивка которого сделана по технологии вгладь.




«PetervonDanzig»


В 1501 году для похода на принадлежавший туркам остров Митилену супруга Людовика XII герцогиня Анна Бретонская снарядила за свой счёт военный флот, во главе которого поставила принадлежавшую ей крупную каракку «Mariela Cordelière».





le Combat de la Cordelière contre une flotte anglaise, en 1512, au large de Saint-Mathieu.Pierre-Julien Gilbert (1783 in Brest – 1860 in Brest) Вовремясражения, на «Marie la Cordelière» вспыхнулогонь, ипламябыстроперекинулосьна «Regent». Вскоре оба корабля были объяты пламенем, и затонули унеся с собой огромное количество жизней.


В 1511 году в Англии спущена на воду боевая каракка «Мэри Роуз» — длиной по ватерлинии 38,5 метров и водоизмещением 500 тонн.




«Mary Rose»


В 1512 году в Шотландии спущена на воду каракка «Great Michael» («Великий Михаил») — длиной 73,2 метра и водоизмещением 1000 тонн, которая стала крупнейшим кораблём своего времени.





«GreatMichael». По моему именно эта каррака больше всего похожа на ту, которая на марке. Даже географически Дания и Шотландия расположены рядом.


В ответ на это англичане в 1514 году спустили на воду ещё одну большую каракку «Henry Grace à Dieu» («Генрих милостью Божьей»), также известную как «Great Harry» («Большой Гарри») — длиной 50 метров и водоизмещением 1000 тонн. Её вооружение составляли 43 пушки и 141 лёгкое поворотное орудие наподобие ручной кулеврины.




«Henry Grace à Dieu»


В 1522 году в Ницце была спущена на воду каракка для флота Ордена госпитальеров «Святая Анна». Вся подводная часть корпуса корабля и два из шести поясов выше ватерлинии были обшиты листами свинца. Одни историки считают, что «Святая Анна», таким образом, была первым броненосцем, другие полагают, что это было сделано в целях повышения водонепроницаемости корабля.




La Grande Caraque "La Santa-Anna" - Société de l'Histoire et du Patrimoine de l'Ordre de Malte (Paris)


На корабле была кузница с тремя оружейными мастерами, печи и ветряная мельница для выпечки на борту хлеба и столовые. Также на корабле был сад из цветов. Каракка «Святая Анна» могла вместить, помимо моряков, 500 человек десанта.


Однако замещение каракк новым типом судов было постепенным. Так, каракки, наряду с галеонами, входили в состав испанской Непобедимой армады в 1588 году. А португальские каракки ходили в Ост-Индию ещё в начале XVII века (португальская каракка «Santa Caterina do Monte Sinai» была захвачена голландской эскадрой в 1603 году).




Каррака «Santa Caterina do Monte Sinai» (Санта Катерина до Монте Синай) Португалия, 1520 г.


На самом деле по-настоящему знаменитых кораблей не менее двух десятков, но даже простым перечислением и картинками пост планово упрётся в горизонт, так что посмотрим ещё на одну карраку с национальными особенностями и на этом всё.




Турецкая каракка. Рисунок Конрада Грюненберга из его описания путешествия в Иерусалим (1487)


Tags: история, корабли, марки
Subscribe

Posts from This Сommunity “марки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 20 comments

Posts from This Сommunity “марки” Tag