volynko wrote in all_collector

Categories:

Наперсные и киотные кресты XVII – XIX столетий

Небольшой медный крест, отлитый, вероятнее всего, в гуслицких медницах, который проносили на груди до самой своей смерти. Похожие кресты в XVIII и XIX столетиях изготавливались в различных литейных мастерских сотнями тысяч экземпляров. 

Киотный крест XVIII в. Похожий крест носил преподобный Серафим Саровский.
Киотный крест XVIII в. Похожий крест носил преподобный Серафим Саровский.

Они были любимы старообрядцами, но столь же часто их можно было встретить в домах русских православных людей, совершенно далеких от раскола. На них истово молились набожные крестьянки, их привозили с ярмарок купцы, их бережно хранили в самые богоборческие десятилетия советской власти, вынимая из сундука только для того, чтобы поставить рядом с гробом. Эти кресты, простые и изысканные, затертые до гладкости и сохранившие все детали рельефа, потемневшие от времени и сверкающие эмалями разных оттенков, - составляют самый обширный, после нательных крестов, пласт русского церковного литья.

Меднолитые кресты, которые по размеру больше тельников, то есть имеют высоту более 8 см, могут быть разбиты на две группы: наперсных и киотных крестов. 

Наперсные кресты, имевшие в навершие или на обратной стороне проушину для гайтана, предназначались для ношения на груди, поверх одежды. 

Киотные кресты – помещались среди икон и нередко вставлялись в специальные киоты - ставротеки.

В XIX веке  Киотные кресты иногда врезались в иконную доску. Получалась комбинированная икона с врезным крестом в центре и предстоящими, написанными в традиционной манере.

Спас Нерукотворный. Поклонение Кресту. Двухсторонняя икона. Новгород XII в.
Спас Нерукотворный. Поклонение Кресту. Двухсторонняя икона. Новгород XII в.

Наперсные и киотные кресты, за редкими исключениями, которые будут оговорены особо, всегда восьмиконечные.

Позднесредневековые наперсные кресты. XV–XVI вв
Позднесредневековые наперсные кресты. XV–XVI вв

Безусловно, наиболее естественной формой креста является  четвероконечная. На таком четвероконечном кресте или кресте, имевшим форму греческой буквы Т, был распят Господь Иисус Христос. Такие кресты во множестве стояли в Римских провинциях во времена мятежей и народных восстаний.

Святая Русь, приняв четвероконечный крест из  Византии, свято почитала его на протяжении пяти столетий, о чем свидетельствуют многочисленные нательные кресты, в том числе мощевики-энколпионы, найденные археологами в раскопах древних городов и относящихся к XIX- XVI векам.

Наперсные кресты. Конец XVII в.
Наперсные кресты. Конец XVII в.

Распространение осьмиконечного креста, по-видимому, берет начало в "Слове и похвалении Александрове о Моисеове извитем древе, о певги и кедри, и кифариси" из сборника, названного позднее "Басни попа Иеремии", который в числе прочих апокрифов богомильского происхождения был принесен на Русь в XII столетии. Согласно этому апокрифу, сын Адама Сиф посадил ветвь, принесенную из райского сада на месте погребения своего отца на будущей Голгофе. От этой ветви произрастает трехствольное дерево кедра, певга и кипариса, которое впоследствии становится материалом для изготовления Креста Господня. Три ствола дают шестиконечный крест, Пилат добавляет еще перекладину - дощечку, сделанную из масличного дерева, на которой пишет вину Распятого. Хотя "Басни попа Иеремии" уже в начале XVI столетия московским митрополитом Зосимой были причислены к списку "отреченных книг", почитание осьмиконечного креста успешно вытесняло другие его формы. Впоследствии старообрядцы считали правильным только восьмиконечный крест, отвергая все другие его разновидности.

Наперсные кресты. Конец XVIII в
Наперсные кресты. Конец XVIII в

Вероятно, первыми старообрядческими наперсными крестами, утратившими функцию крестов – тельников, стали небольшие изделия, размером 95*60 мм, отливавшиеся из красной меди (впоследствии из латуни). Они могут быть датированы рубежом XVII и XVIII столетий. Они имеют типичное для наперсных крестов сквозное оглавие в виде образа Спаса Нерукотворного, а так же погрудные изображение четверых предстоящих на концах средней перекладины. В верхней части креста, ниже оглавия, помещено изображение херувима. Обратная сторона гладкая. 

Наперсные кресты XVIII–XIX вв.
Наперсные кресты XVIII–XIX вв.

Еще один вид наперсных крестов с бортиками на обороте относится к концу XVIII началу XIX столетий. Они имеют больший размер 160х100 мм и выглядят менее изящно, нежели предыдущие. Фигура Христа выглядит одутловатой. Над средней перекладиной внутреннего креста едва прочитываются буквы IС ХС. В верхней части креста изображения двух спускающихся ангелов с полотенцами в руках; между ними помещается поясняющая надпись АГГЛИ ГДНИ. Такие кресты чаще всего встречаются в Среднем Поволжье. Почти всегда на них лик Христа остается очень нечетким или не просматривается вообще. Это, вероятно, связано с тем, что все они - переливки, изготовленные в какой-то местной мастерской с более раннего оригинала.   

Статья проиллюстрирована картинками из Интернета.   

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic