volynko wrote in all_collector

Categories:

Старообрядческое медное литьё II

Начало о старообрядческом производстве медного литья в статье Старообрядческое медное литьё I

Из истории

Сюжетная тематика медного литья обогащается множеством изводов, известных из привычной иконописи. Большинство иконописных сюжетов так или иначе воспроизводится в медном литье. При этом наиболее распространенными в старообрядческом медном литье являются образ Богоматери и изображения святых

Изображение Богоматери на иконе медного литья
Изображение Богоматери на иконе медного литья

Господь Иисус Христос, хотя и является Главой Церкви, в иконографии представлен значительно меньшим количеством иконографических типов (при множестве изводов каждого типа), чем Богородица и святые. 

Наперсный двустворчатый складень с изображением Богородицы и святых.
Наперсный двустворчатый складень с изображением Богородицы и святых.

Вероятно, это связано с тем, что грешному человеку гораздо проще обратиться с молитвенным прошением к человеку — Божией Матери или святому, нежели к Богу, даже если это — Воплотившийся Бог Иисус Христос.

 Богоматерь Казанская на трёхстворчетом складене
Богоматерь Казанская на трёхстворчетом складене

Наиболее распространенный в литье иконографический тип — Деисус. Русское слово «Деисус» — это искаженное греческое слово «Деисис», что означает «моление». Деисус — изображение Иисуса Христа, восседающего на престоле, справа от которого находится Богородица, слева — Иоанн Предтеча.

ДЕИСУС конец 15-начало 16 века Размер: 55х47 мм
ДЕИСУС конец 15-начало 16 века Размер: 55х47 мм

В старообрядческом медном литье Деисус чаще всего является средником трехстворчатых складней, получивших название «девяток».

БОЛЬШОЙ (АНГЕЛЬСКИЙ) ДЕИСУСНЫЙ ЧИН XVIII век
БОЛЬШОЙ (АНГЕЛЬСКИЙ) ДЕИСУСНЫЙ ЧИН XVIII век

Каждая боковая створка такого складня несет изображение избранных святых. Чаще всего это митрополит Филипп, апостол Иоанн Богослов, святитель Николай — на левой створке; Ангел-хранитель, преподобные Зосима и Савватий — на правой.

БОЛЬШОЙ (АНГЕЛЬСКИЙ) ДЕИСУСНЫЙ ЧИН 17 век
БОЛЬШОЙ (АНГЕЛЬСКИЙ) ДЕИСУСНЫЙ ЧИН 17 век

Такой подбор святых не случаен. Зосима, Савватий и Филипп — святые, подвиги которых были совершены в Соловецком монастыре, очень почитаемом у старообрядцев, где были отлиты первые такие складни.  

ДЕИСУС ростовой)(18 век Размер: 98 х 67 мм
ДЕИСУС ростовой)(18 век Размер: 98 х 67 мм
Складень: ДЕИСУС (поясной) 18 век Размер: 130 х 49 мм
Складень: ДЕИСУС (поясной) 18 век Размер: 130 х 49 мм

Присутствие Ангела-хранителя и Николая Чудотворца — покровителя путешественников — показывает, что «девятки» были «путевыми» иконами. Их брали в дорогу, носили в качестве нательных икон. 

ДЕИСУС (поясной) 19 век Размер: 130 х 55 мм
ДЕИСУС (поясной) 19 век Размер: 130 х 55 мм

Голгофский крест на обратной стороне одной из створок позволял обходиться без отдельно носимого нательного креста.

Статья проиллюстрирована картинками из Интернета. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic