volynko wrote in all_collector

Categories:

Старообрядческое медное литьё I

Пресловутое русское двоеверие выражается круглыми подвесками, которые первоначально были символами литья икон. 

Образ Иисуса Христа.

Крещение Руси при равноапостольном князе Владимире распространилось на большую часть населения Киевской Руси и растянулось едва ли не на три столетия.

двенадцатиконечный крест
двенадцатиконечный крест

Русь приняла христианство от Византии вместе с развитым, вполне сложившимся церковным искусством, в котором любая декоративная деталь была подчинена строго осмысленному символическому строю.

Первым символом веры для вчерашнего язычника на Руси стал нательный крестславянского Ярилы, с крестообразными прорезями, а затем стали просто четвероконечными или двенадцатиконечными крестами, заключенными в круг. 

двенадцатиконечный крест, заключенный в круг
двенадцатиконечный крест, заключенный в круг

На протяжении двух с половиной столетий старообрядцы жестоко преследовались государственной властью, не имея возможности открыто строить свои храмы и монастыри.

Постоянно перевозить на новое место большие храмовые иконы было затруднительно. Громоздкие иконы падали, трескались, ломались, красочный слой осыпался, их было трудно скрывать при постоянных обысках. Поэтому именно литые иконы медного литья оказались более подходящими к условиям постоянного странствования. 

Наперсная икона двухцветная
Наперсная икона двухцветная

Начало и расцвет старообрядческого производства меднолитых крестов, икон и складней традиционно связывают с Выговскими монастырями и скитами. 

Уже в 70-е годы XVII столетия на реке Выг появляются поселения, основанные бежавшими иноками Соловецкого монастыря, который, не соглашаясь служить по книгам, присланным Патриархом Никоном, подвергался осаде царскими войсками в течение восьми лет с 1668 по 1676 год. 

После разгрома соловецких бунтовщиков многочисленные насельники монастыря уходили на берега реки Выг, где начинали свой подвиг основатели обители преподобные Савватий и Герман.

После разгрома соловецких бунтовщиков многочисленные насельники монастыря уходили на берега реки Выг, где начинали свой подвиг основатели обители преподобные Савватий и Герман.

В октябре 1694 года два поселения, основанные Даниилом Викулиным и Андреем Денисовым, были объединены в Выговское общежительство — монастырь, бывший идейным центром старообрядчества беспоповского толка в течение следующих полутора столетий.

Именно в этих скитах происходит возрождение древнерусской традиции изготовления литых икон. При этом выгорецкие мастера добиваются небывалого технического и эстетического совершенства своих изделий. 

Святой Никола с предстоящими.
Святой Никола с предстоящими.

Иконы выговского литья отличаются необыкновенным изяществом, тонкостью литья, передающим мельчайшие детали, вплоть до завитков волос и глазных зрачков. Замысловатые орнаменты заполнялись многоцветными стекловидными эмалями, значительная часть изделий подвергалась огненному золочению. 

Выговский малый складень в 4-х эмалях.
Выговский малый складень в 4-х эмалях.

Любимым изделием выговских медниц были маленькие двустворчатые и трехстворчатые складни, у которых многоцветными эмалями покрывалась не только лицевая, но и прихотливо орнаментированная обратная сторона.

Складень трехстворчатый Св. Троица, Распятие, Знамение. 18 в
Складень трехстворчатый Св. Троица, Распятие, Знамение. 18 в
Складень трехстворчатый Св. Троица, Распятие, Знамение. 18 в (обратная сторона)
Складень трехстворчатый Св. Троица, Распятие, Знамение. 18 в (обратная сторона)

Источник: http://anasisantik.blogspot.com/2014/11/

Статья проиллюстрирована изображениями картин выловленных в бескрайних просторах Интернета.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic