volynko wrote in all_collector

Categories:

Психофизиология в живописи импрессионизма

В массовом сознании научный — или рационалистический — тип мышления обычно противопоставляется творческому. На деле же наука и искусство состоят в значительно более тесной связи, чем кажется на первый взгляд. Например, эффект, который производят на человека работы художников-импрессионистов, можно объяснить не только в искусствоведческих терминах, но и в контексте основных категорий системной психофизиологии.

Юрий Александров (доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией психофизиологии имени В.Б. Швыркова Института психологии РАН).

Клод Моне. «Сирень на солнце» 1873, 50 × 65 см Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Клод Моне. «Сирень на солнце» 1873, 50 × 65 см Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст, как струпья, положил
 

— так описал творческий метод импрессионизма в 1932 году Осип Мандельштам, в первом же двустишии стихотворения, посвященного картине Клода Моне «Сирень на солнце», чрезвычайно точно подметив, чем именно отличается живопись импрессионистов от живописи их предшественников. Художник-импрессионист не просто изображает ветку сирени, а стремится передать впечатление, которое она на него производит.

Марка Парагвай, 1970 г. Флора, 100-летие национального эпоса 1864-1870, на марке представлена Цветочная композиция; по Моне, Mi:PY 2095, Sn:PY 1299d, Yt:PY 1092, номинал — 0.25 Gs (гурани)
Марка Парагвай, 1970 г. Флора, 100-летие национального эпоса 1864-1870, на марке представлена Цветочная композиция; по Моне, Mi:PY 2095, Sn:PY 1299d, Yt:PY 1092, номинал — 0.25 Gs (гурани)
Клод Моне. «Дорога в Ветёй, эффект снега», 1879, 61.3 × 81.6 см Частная коллекция.
Клод Моне. «Дорога в Ветёй, эффект снега», 1879, 61.3 × 81.6 см Частная коллекция.
Марка Парагвай, 1970 г. Флора, 100-летие национального эпоса 1864-1870, на марке представлена Цветочная композиция; Алексей фон Явленский, Mi:PY 2092, Sn:PY 1299a, Yt:PY 1089, номинал — 0.10 Gs (гурани)
Марка Парагвай, 1970 г. Флора, 100-летие национального эпоса 1864-1870, на марке представлена Цветочная композиция; Алексей фон Явленский, Mi:PY 2092, Sn:PY 1299a, Yt:PY 1089, номинал — 0.10 Gs (гурани)

Одной из ключевых задач импрессионизма стал уход от детализирующей фотографичности реализма. Предполагалось, что, устранив фотографичность, живописцы смогут внести в картину переживание, субъективность отражения. Не с нуля внести, конечно, а добавить. Фотографирование тоже ведь отчасти субъективно: куда направить объектив, какой именно момент запечатлеть — решает фотограф.


Клод Моне «Здание парламента в Лондоне», 1901, 81.2 × 92.8 см Чикагский институт искусств, Чикаго
Клод Моне «Здание парламента в Лондоне», 1901, 81.2 × 92.8 см Чикагский институт искусств, Чикаго

Глядя на картины импрессионистов, невольно задаешься вопросом: как художникам удалось вложить в свои работы столько эмоций? Хотя, пожалуй, вернее было бы спрашивать, что именно происходит с человеком и его внутренним, субъективным миром, когда он смотрит на полотна Моне, Ренуара, Дега? 

Клод Моне «Рыболовные лодки», 1866 г. Частная коллекция.
Клод Моне «Рыболовные лодки», 1866 г. Частная коллекция.

Как у импрессионистов получилось отобразить свои эмоции настолько ярко, что они эффективно передаются наблюдателю? Что происходит в субъективном мире наблюдателя при знакомстве с импрессионистской живописью? 

Клод Моне «собор Моне на заходе солнца (Серо-розовая симфония)»
Клод Моне «собор Моне на заходе солнца (Серо-розовая симфония)»

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно понять, как устроен субъективный мир, а для этого — выяснить, как он формируется и какое место в нем занимают эмоции.

Клод Моне «Маковое поле возле», 1879, 73 × 92 см собрание фонда Эмиля Бюрле, Цюрих
Клод Моне «Маковое поле возле», 1879, 73 × 92 см собрание фонда Эмиля Бюрле, Цюрих
Марка Парагвай, 1970 г. Флора, 100-летие национального эпоса 1864-1870, на марке представлена Цветочная композиция; Ренуар, Mi:PY 2096, Sn:PY 1299e, Yt:PY 1093, номинал — 0.30 Gs (гурани)
Марка Парагвай, 1970 г. Флора, 100-летие национального эпоса 1864-1870, на марке представлена Цветочная композиция; Ренуар, Mi:PY 2096, Sn:PY 1299e, Yt:PY 1093, номинал — 0.30 Gs (гурани)
Марка Парагвай, 1970 г. Флора, 100-летие национального эпоса 1864-1870, на марке представлена Цветочная композиция Сезанна; Mi:PY 2098, Sn:PY 1301, Yt:PY 1095, номинал — 0.75 Gs (гурани)
Марка Парагвай, 1970 г. Флора, 100-летие национального эпоса 1864-1870, на марке представлена Цветочная композиция Сезанна; Mi:PY 2098, Sn:PY 1301, Yt:PY 1095, номинал — 0.75 Gs (гурани)

Эмоции, в большей степени характеризуют активацию, извлечение из памяти именно тех систем, которые сформированы на самых ранних этапах индивидуального развития, соответствующих довольно грубому, дроблению мира и нашего с ним взаимодействия: хорошо — плохо, грустно — радостно, хочу приблизиться — хочу избежать. 

Клод Моне «Пруд с лилиями», 1910-е, 97.2 × 129.9 см
Клод Моне «Пруд с лилиями», 1910-е, 97.2 × 129.9 см
Марка Парагвай, 1970 г. Флора, 100-летие национального эпоса 1864-1870, на марке представлена Цветочная композиция Ван Гога; Mi:PY 2097, Sn:PY 1300, Yt:PY 1094, номинал — 0.50 Gs (гурани)
Марка Парагвай, 1970 г. Флора, 100-летие национального эпоса 1864-1870, на марке представлена Цветочная композиция Ван Гога; Mi:PY 2097, Sn:PY 1300, Yt:PY 1094, номинал — 0.50 Gs (гурани)

Сознательность же в большей степени связана с активацией более дифференцированных систем, соотносящих нас с миром деталей и обеспечивающих огромное разнообразие моделей поведения, напрямую от этих деталей зависящих. Понимаю, что хорошо, и хочу приблизиться, но как это сделать? Понимаю, что плохо, и хочу избежать, но каким образом? Образно говоря, активация «старых» систем помогает нам выбрать правильное действие из копилки приближений и избеганий, а активация «новых» дает ответ на вопрос «как?» — какой способ приближения или избегания избрать в данном конкретном случае, учитывая те или иные обстоятельства.

Клод Моне «Вид на Бордигеру», 1884, 66 × 81.8 см Музей Хаммера, Лос-Анджелес
Клод Моне «Вид на Бордигеру», 1884, 66 × 81.8 см Музей Хаммера, Лос-Анджелес
Марка Парагвай, 1970 г. Флора, 100-летие национального эпоса 1864-1870, на марке представлена Цветочная композиция Пурмана; Mi:PY 2093, Sn:PY 1299b, Yt:PY 1090, номинал — 0.15 Gs (гурани)
Марка Парагвай, 1970 г. Флора, 100-летие национального эпоса 1864-1870, на марке представлена Цветочная композиция Пурмана; Mi:PY 2093, Sn:PY 1299b, Yt:PY 1090, номинал — 0.15 Gs (гурани)

Мандельштам завершает свое стихотворение строфой: 

Угадывается качель,
Недомалеваны вуали,
И в этом солнечном развале
Уже хозяйничает шмель

 — для творческого метода импрессионизма несущественны, лица женщин, изображенных на картине Моне «Сирень на солнце», они размыты, неясны. Мы ничего не можем сказать ни об их возрасте, ни об их социальном положении, что играло бы важную роль при анализе картины, скажем, Вермеера. 

Клод Моне «Садовая дорожка», 1901, 92 × 89 см Верхний Бельведер, Вена
Клод Моне «Садовая дорожка», 1901, 92 × 89 см Верхний Бельведер, Вена

Мимолетная сценка, выхваченная глазом Моне из повседневной жизни, словно отделена от зрителя пеленой туманной дымки, и именно эта дымка эмоционально вовлекает нас в происходящее на картине и отсылает к самым ранним представлениям о мироустройстве.

Марка Парагвай, 1970 г. Флора, 100-летие национального эпоса 1864-1870, на марке представлена Цветочная композиция по Вламинку, Mi:PY 2094, Sn:PY 1299c, Yt:PY 1091, номинал — 0.20 Gs (гурани)
Марка Парагвай, 1970 г. Флора, 100-летие национального эпоса 1864-1870, на марке представлена Цветочная композиция по Вламинку, Mi:PY 2094, Sn:PY 1299c, Yt:PY 1091, номинал — 0.20 Gs (гурани)

Источник: Статья Марии Смирновой

Статья проиллюстрирована изображениями картин из Интернета.

 В посте использованы марки из коллекции volynko "Живопись на марках"

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic