gun001 (gun001) wrote in all_collector,
gun001
gun001
all_collector

Categories:

Паруса. Марки СССР. Серия "Учебный парусный флот СССР". Товарищ 2


Барк «Товарищ 2»


Барк – большое парусное судно со смешанным парусным вооружением. На всех мачтах, кроме кормовой (бизань-мачты) барки вооружены прямыми парусами. Бизань-мачта несет косые паруса. Число мачт барка — три и более.


По окончании войны барк достался СССР по договору о репарациях. В 1947 году парусник был поднят со дна моря штральзундской фирмой «B. Staude Schiffsbergung». В том же году на ростокской верфи «Neptun» ему был обновлен корпус, а затем в 1947—1951 годах он был капитально отремонтирован на судоремонтном заводе в Висмаре.
В 1949 году на барке повешена рында с именем «Товарищ», а 15 июня 1950 г. барк приняла советская команда. Свое имя судно получило в честь первого учебного парусника в СССР «Товарищ 1», затопленного фашистами в 1943 году у входа в порт г. Мариуполь.




Марка Трехмачтовый барк «Товарищ-2»
Страна: Союз Советских Социалистических Республик, Серия: Учебный парусный флот СССР, Код по каталогy:Михель SU 5115, Номер марки SU 4984, Ивер и Телье SU 4850, Стенли Гиббонс SU 5170, Zagorskiy SU 5165, AFA номер SU 5067. Дата выпуска: 1981-09-18, Размер: 42 x 30 мм, Издание: Памятные (юбилейные), Перфорация: гребенчатая 12¼ x 12, Печать: Офсет, Номинальная стоимость: 15 Российская копейка, Тираж: 5 200 000, Художник: А. Аксамит



История появления на свет парусника весьма необычна. Барк был заказан Имперским флотом Германии, срочно искавшим замену учебному трехмачтовику «Ниоба» (нем. Niobe), который, попав в сильнейший шторм в проливе Фемарн-Бельт, опрокинулся и затонул в июне 1932 года вместе с 70 курсантами и моряками.


В это время в Германии царил жесточайший экономический кризис, и финансов на постройку нового корабля не было. Деньги собирались «всем миром», Значительная часть стоимости проекта была покрыта целевыми средствами, собранными Флотским союзом немецких женщин и Немецким флотским обществом.


Заказ был размещён на гамбургской верфи «Blom & Foss», и всего через 100 дней после закладки, 3 мая 1933 года, корабль был спущен со стапелей. Барк назвали «шедевром» фирмы Blohm & Voss, которая сумела воплотить в нём качества, как военного корабля, так и торгового судна.


Корабль был крещен под именем «Gorch Fock», это псевдоним известного немецкого писателя-мариниста Иоганна Кинау, который погиб в Ютландском сражении, самой крупной морской битве Первой Мировой войны между немецким и английским флотами.


Особенностью «Gorch Fock» была подводная часть корпуса, выполненная в гладком безсварочном стиле, что значительно улучшало скоростные характеристики корабля.





Технические характеристики:

корпус — стальной клёпанный, двухостровного типа с удлинённым баком и ютом и двумя непрерывными палубами
водоизмещение — 1727 т
грузоподъемность — 1510 т
количество палуб — 2
длина — 82,1 м
ширина — 12 м
высота борта – 7,3 м
высота грот-мачты — 41,6 м
осадка — 4,8 м (5,2 м наибольшая)
скорость под парусами — 12 узлов (наибольшая зафиксированная 15,7)
двигатели — первоначально 540 л.с. «MAN», дизельный
скорость на двигателях — 8 узлов
план парусности — 23 паруса всего, в том числе 10 прямоугольных парусов, 13 косых парусов
площадь парусов — от 1 862 кв. м
экипаж — 60 чел + 180 курсантов


Барк вышел настолько удачным, что послужил образцом и названием для целой серии судов «Gorch-Fock-Klasse» из шести немецких парусников: «Horst Wessel» (1936, ныне — «Eagle», береговая охрана США), «Albert Leo Schlageter» (1937, ныне «Sagres», ВМС Португалии), «Mircea» (1938, ныне ВМС Румынии), «Herbert Norkus» (не закончен, затоплен союзниками в 1947 г. в Скагерраке), «Горх Фок II» (1958, ВМС Германии), а также для целого ряда латиноамериканских парусных кораблей.


«Gorch Fock» , 1933-1947 гг.

Начиная с 1934 г. барк использовался для учебных целей. Ежегодно он совершал несколько коротких рейсов по Балтике и Северному морю, и ещё один дальний — через Атлантику. «Корабль мечты» — так его называли не только в Германии, но и за границей. Военно-морские силы Третьего рейха использовали его в рекламных целях, чтобы привлекать курсантов — походами и морской романтикой. Даже открытку выпустили.



Хорошо, что свастики нет, а то бы привлекли за... хз за что


После начала Второй мировой войны корабль служил главным образом плавучей канцелярией и общежитием для моряков в портах Свинемюнде и Киля, и лишь изредка использовался как учебное судно. Затем он был переведён в Штральзунд, где на его борту проходили курсы минёров. Команду с 60 человек сократили до 23. В начале апреля 1944 года была предпринята попытка возобновить морские курсы. Однако, приближение фронта изменило первоначальные планы.





На исходе Второй мировой войны барк был отбуксирован к острову Рюген, где с него частично был снят такелаж. 30 апреля 1945 года, после обстрела корабля с берега советскими танками, корабль был по приказу немецкого командования подорван и затоплен. Над водой торчали только его мачты и часть кормы. Около тридцати пробоин зияли в его бортах.


«Товарищ 2», 1947- 2003 гг.

15 июня 1950 г., после капитального ремонта, барк приняла советская команда. Свое имя судно получило в честь первого учебного парусника в СССР «Товарищ 1» (я писал про него в первом посте про эту серию марок https://gun001.livejournal.com/68577.html), затопленного фашистами в 1943 году у входа в порт г. Мариуполь.


Портом прописки «Товарища 2» стал Кронштадт. Моряков, знающих парусное дело, были единицы, а курсанты, которые прибыли на практику, нуждались в обучении. Дважды «Товарищ 2» выходил в Балтийское море, чтобы команда научилась ходить под парусами. Во время второго похода барк чуть не перевернулся. После пребывания его на Балтике в 1951 году парусник был передан в Херсонское мореходное училище им. Шмидта. Он стал базой для прохождения судовой практики курсантов мореходных училищ Одессы и Херсона.





Поначалу учебный парусник обживал лишь воды CCCР, так как за пределы страны его не выпускали из-за боязни провокаций. Кто знает, что могло бы случиться, а на судне курсанты – по сути, вчерашние дети. До 1957 г. судно ходило только в Черном море. А в 1957—1958 гг. парусник наконец совершил плавание по Индийскому и Атлантическому океанам.





В 1974 г. судно вместе с «Крузенштерном» первыми из советских кораблей приняли участие в парусных гонках. Оба барка участвовали в трансатлантических соревнованиях 1976 г., после чего походы «Товарища 2» ограничились черноморской акваторией. Более 500 тысяч миль и порты 86 стран остались за кормой барка. На нем прошли практику более 15 тысяч курсантов из 12 стран мира.





После распада Советского Союза и раздела Черноморского флота на корабле, приписанном к Херсонскому порту, был поднят желто-голубой флаг: от министерства морского флота СССР учебный барк перешел в собственность министерства образования Украины.





Проходив под жовто-блакитным флагом до 1995 года, корабль пришел в негодность и ему потребовался капитальный ремонт. Даже при сбивании наростов ржавчины с бортов неаккуратный удар молотка пробивал металл насквозь! Парусник изжил свой ресурс и стал опасен для эксплуатации в качестве учебного судна.



Зато остался на конверте

Тем не менее, вопрос судьбы парусника не мог быть решен местными органами и требовал государственного решения. Пока решение принималось, судно дало течь, причину которой найти и устранить не удавалось никакими силами. Неизвестно, что было бы дальше, если бы в эту проблему не вмешалась британская общественная организация «Нация против криминала», объявившая о начале сбора средств для ремонта украинского парусника.


Причем лишь благодаря этой организации был решен вопрос о ремонте судна в доке Ньюкасла. Несмотря на плачевное состояние, в Ньюкасл судно дошло своим ходом. Только высокое профессиональное мастерство моряков позволило дойти до места назначения.


Полное обследование барка установило, что на ремонт требуется свыше трех миллионов долларов. Однако средств, собранных англичанами и примкнувшей к ним немецкой общественной организацией «Друзья флота», оказалось ничтожно мало, а правительство Украины эта проблема, похоже, совсем не волновала – средств для ремонта так и не нашли.


Мало того, оказавшиеся за границей моряки экипажа «Товарища» стали заложниками ситуации, предоставленными самим себе, без средств к существованию и без помощи родного государства. Барк простоял шесть лет. Состояние корабля стремительно ухудшалось.


В 2000 году немецкие энтузиасты начали переговоры с властями Штральзунда, предложив выкупить корабль и вернуть его в первый порт приписки. Отцам ганзейского города идея понравилась. Они гарантировали бесплатное место для стоянки и поддержку. Украина требовала за корабль один миллион евро, но затем цену удалось снизить до 500 тысяч.


Основные достижения учебного барка «Товарищ 2»

Первое кругосветное плавание парусника под советским флагом состоялось в 1957 году, рейс был из Чёрного моря через Атлантический океан вокруг Африки, к берегам Индонезии, Индии и обратно в Одессу


В 1974 году барк впервые принял участие в Балтийской регате престижной американской серии «Operation Sail» («Операция Парус»). «Товарищ» победил в гонке, опередив своего ближайшего соперника (немецкий барк аналогичной конструкции «Горх Фок II») на 16 часов 15 минут


В 1976 году барк принял участие в очередной регате «Операция Парус — 76». На первом этапе пришёл первым к рейду порта Санта-Крус-де-Тенерифе. Также и на втором этапе был первым. На третьем же пришёл четвёртым. Но по сумме трёх этапов завоевал первое место в классе А


«Товарищ 2» – обладатель приза «Звезда морского содружества» (который был изготовлен из гранита взятого с мыса Горн)


Конечно же «Товарищ 2» попал на конверты, марки, календари и календарики, спичечные этикетки, открытки и обложки книг.


конверты


Фильмография «Товарища 2»

«Товарищ 2» участвовал в съёмках более сорока художественных фильмов, среди которых:
«Максимка» (1952)
«Алые паруса» (1961) вместе с баркентиной «Альфа», которая снималась практически во всех крупных планах, так что «Товарища 2» с алыми парусами я в сети не нашёл.
«Ветер «Надежды» (1977)
«Мятежный Орионъ» (1978)
«Девушка и море» (1981)
«Дом, который построил Свифт» (1982)
«В поисках капитана Гранта» (1985) – участвовал в съемках некоторых сцен, связанных с «Дунканом», хотя основную роль «Дункана» сыграла шхуна «Кодор»
и других…


проведя изыскания в течении нескольких часов, решил кадры из фильмов в пост не вставлять – достойных практически нет.



«Gorch Fock», 2003-настоящее время

В 2003 г. общество «Tall-Ship Friends» на добровольные денежные пожертвования выкупило «Товарищ» у украинского министерства образования. Сделку оформили, на корабле был поднят немецкий флаг.


В Штральзунд барк, несколько раз ходивший в кругосветные плавания, пришлось везти в плавучем доке. Начиная с 2004 года, на «Народной верфи» Штральзунда (Volkswerft Stralsund GmbH), барк был в несколько этапов (в 2004-2010 гг.) подвергнут реставрации. 29 ноября 2003 ему официально было возвращено его прежнее имя «Горх Фок I» («Gorch Fock I»).


С 2005 г. «Gorch Fock» живет в музейном режиме в гавани города Штральзунд, который и был его первоначальным портом приписки. Но под новым слоем краски “Горх Фока” отчетливо проступает предыдущее название. На борту повсюду сохранились таблички на русском языке, а в судовом музее – советские морские карты, вахтенные журналы, форма. Рядом – портреты довоенных и военных немецких капитанов.




«Gorch Fock» в порту Штральзунда.


Изначально, пробежав глазами в разных источниках судьбу барка, стало обидно, что Украина не нашла денег на ремонт гордости парусного флота СССР, а потом вспомнил, что эта страна не особо чтит наследие Советского Союза и то, что Германия вернула себе парусник, уже не показалось такой трагедией. Уж лучше так.


Первоисточник https://sailngstamps.ru/2017/06/tovarishch-2/ (кстати, любителям парусов на марках, рекомендую это сайт. Очень много прекрасных статей о марках и кораблях. Зайдите - не пожалеете!)



Tags: история, марки СССР
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 15 comments

Recent Posts from This Community